Давай начнём с того, что вообще мало, кто застал. Расскажи, как ты во всём этом оказался и с чего начинал. 

Я попал в переходную эпоху. Катался с людьми, которые были пионерами (основателями), стал продолжителем, как-то задержался в этом виде и не собираюсь из него выходить.

У меня всё просто. В 1996 г. Родители подарили мне велосипед, о котором я давно мечтал. Первый горный велосипед в России появился в 1991 г., а в 96 начал кататься я. Тогда не было какого-то экстрима, фишка была в том, чтобы просто кататься на горном велосипеде с передачами. Это было даже не кросс-кантри, просто катание по асфальту и по пересечённой местности, где-нибудь на даче.
Мне это очень нравилось (тогда я был в возрасте 15 лет), носился сначала по разным шоссе, тротуарам, потом – по дорогам. В разных направлениях, без разбора. Не было никакой компании, друзей, я один ездил, куда глаза глядят, цель была как можно дальше уехать.

Таким образом я узнал географию Москвы, бывал в центре, с которым связал свой район проживания (Юго-Запад), съездил на Варшавское шоссе. Познал, что такое «заголодать», что такое ехать на передаче 1х1, когда нет сил доехать до дома и в кармане ни копейки денег. Никаких мыслей о «подготовиться» тогда и не существовало.

Однажды произошла забавная история. На тот момент я начал кататься зимой и родители сделали подарок: купили одежду с логотипом "Итера". Весь был такой "заряженный", в рейтузах, в куртке Colnago зимней, ехал в Битцу (Битцевскмй парк в Москве) кататься. 

Мне нравилось ездить в лесу, крутить педали. Ехал по сугробам, пока машины вокруг буксовали. Вдруг остановился проезжающий «Запорожец», из него выпрыгнул парниша в косухе, побежал за мной, закричал: «Эй, велосипедист, стой!». Я был уверен, что он хочет отнять у меня велосипед. Сваливал от него, как мог, но он заставил меня остановиться, сказал, что нормальный, тоже катается на велике. Стал прислушиваться к его словам, оказалось, что Илюха – классный парень и он меня «ввёл в тусовку», скажем так.

Кем он оказался, в итоге?
Он оказался моим соседом по дому и знал про сайт "Велозона", нашёл там других велосипедистов, показал мне, что такое веломагазин и как настроить задний переключатель. Если бы не он, я бы вообще не стал продолжать кататься на велике, либо остался бы в той эпохе.

Удивительное стечение обстоятельств!
Да, это как прорыв какой-то. Я стал с ним гонять по Ленинскому проспекту, прознал такие фишки, как ездить за троллейбусами, что такое «воздушные мешки». Так получилось, что мы с ним несколько лет покатались вместе, он меня свозил на мою первую гонку кросс-кантри. На ней я занял второе место. Называлась она «Икс-кантри», ведь в то время «кросс-кантри» было катание по паркам, а это было «экстрим-кантри». Проходила она по трамплинам мотокроссовой трассы в Крылатском. Мы ездили по ней и получалось, если ты не набрал достаточно скорости, чтобы заехать на трамплин (а столы высокие, метра по 3-4 иногда), то приходилось слезать с велосипеда и залезать на вылет трамплина.

Наверное, это выглядело со стороны крайне грустно.
Было такое: «Вау, круто, первая гонка, второе место!». Потом оказалось, что всё это ерунда, в моём возрасте в юниорах занять какое-либо место было очень просто. Многие этим пользовались, вообще юниорам все дороги были открыты. В 98-ом году я понял, что нужно кататься экстремально, стал рваться в Битцу, познакомился с ребятами…
Блог компании Corto: Интервью о невероятных приключениях Сергея Мальцева

Ты когда-то выиграл велосипед на подобных соревнованиях, когда это было?
Первая серьёзная награда – рама Norco, но это сильно забегая вперёд, 2001 или 2003 год (первые соревнования по норт-шору). Хотя... Я выиграл GT Tempest примерно в 1999 году, победив в серии гонок «GT Fun Freeride». 1-ый этап проходил в Филёвском парке, трасса была около 30 км. А второй этап в Волене, по сути, был марафоном каким-то безумнейшим. И опять же, пользуясь своим положением в категории юниоров, я оказался первым по сумме двух этапов и выиграл целиком велосипед. Это было, конечно, открытие.

И как ты познакомился с компанией из Битцевского парка?
Где-то уже в 1997-ом году я катался в Битце. Причём, довольно регулярно, и летом, и зимой. Там познакомился, как раз зимой, с ребятами, которые катали съезжалки и они мне сказали, что они ездят круто, но это не предел совершенства. Есть боги маунтинбайка, на которых мне даже смотреть нельзя. Настолько круты, что мне не стоит появляться у них на виду, и катаются они по выходным.

Я честно не приезжал в выходные, потому что знал, что там катаются боги, мне туда путь закрыт. Потом прошло полгода и они оценили, сказали, что мой уровень растёт и я могу приехать. Что я и сделал, и был в ужасе от того, что увидел. Битца, человек 50 велосипедистов, все нарядные. В то время, честно скажу, велики были безумно красивые даже по сравнению с сегодняшним днём. Если сейчас есть разноцветно-салатовые, голубые рамы, то в то время были яркие компоненты, втулки голубые. Я понимаю, что это всё и сейчас встречается, но я говорю о прошлом веке велоиндустрии! В 1998 году умели делать очень красивые велосипеды. Может, какое-то странное воспоминание сохранилось у меня, потому что трава зеленее там…

Блог компании Corto: Интервью о невероятных приключениях Сергея Мальцева

Расскажи о первых курьезных случаях в твоей велосипедной жизни.
2004 или 2005 год, Франция, Ла Брес. Я со своим начальником (он любитель был вообще на тот момент посмотреть все европейские гонки и посещал все этапы, проходившие за границей в то время. Такой «невидимый зритель»: никто его не знает, но при этом он все-все-все гонки знал, знал всех прорайдеров, брал у них интервью) ездил на выставку Евробайк и, возвращаясь, заехали на чемпионат мира, в котором я хотел поучаствовать и действительно поучаствовал.

Блог компании Corto: Интервью о невероятных приключениях Сергея Мальцева

Возвращаясь с Евробайка, мы перепутали время, приехали на такси в аэропорт Ла Брес не за 2 часа до вылета, а такси приехало за нами, чтобы везти в Ла Брес за 2 часа до вылета. У нас была куча каталогов с собой, много всего нужно было забрать из камеры хранения, мы бегом бежали от такси и прибежали за полчаса до вылета самолёта.

Мы отдали паспорта на регистрацию и тут выяснилось, что у меня с собой ещё и велосипед. Девушка на регистрации изменилась в лице, но документы всё равно взяла. Нажимала-нажимала на кнопки и говорит: «Вы знаете, Сергей Мальцев уже сидит в самолёте и, помимо этого, на него зарегистрировано 190 кг перевеса».

Тут речь шла даже не о моих жалких 20 кг перевеса и негабаритном багаже, а о том, что я сижу в самолёте и на мне зарегистрировано столько багажа. Пока шли препирания, сижу я в самолёте или нет (я выяснил позже, что тренер сборной России, представитель из сочинского региона, ездил на эту же гонку во Францию, на чемпионат мира, с со сборной командой. Когда они летели назад, он зарегистрировал на себя все велосипеды сборной. Я летел отдельно и получилось, что я – однофамилец, а отчество в билете не указывается), шло время и в итоге мне пришлось остаться в аэропорту Женевы.

Бродил ночью вокруг Женевского озера, катался на велосипеде, какие-то наркоманы предлагали мне всякие средства, я не знал, как от них отвязаться. До этого я был на Женевском озере с родителями, мне оно показалось таким замечательным местом, страна - красивой, а когда оказался там через пару лет в виде экстремала, то увидел её зеркальное отражение, если смотреть немного под другим углом. Это лирика. Я не спал, бродил, пытался выжить до утра, ел какие-то гамбургеры, какие-то штуки, которые покупал чтобы хоть как-то провести ночь.

Писал сообщения своим друзьям: «Спасите, вытащите, я хочу домой». Даже нашлись какие-то одноклассники, сверстники, которые жили в Швейцарии, они были готовы приехать и спасти меня. Утром я был в аэропорту, выкупил билет, который мне не захотели бесплатно компенсировать и вернулся домой.

То есть билет тебе так и не компенсировали, так?
Да, билет так и не компенсировали. Но, если так глубоко копать, несмотря на то, что было непонимание у тётеньки на регистрации, всё равно мы приехали позже, чем положено по времени, и она нам шла на уступки. Хотя на следующий день там тоже была проблема, связанная с моим велосипедом, меня не хотели брать на рейс, потому что у меня был перегруз, а платить было нечем, ведь я уже потратил все деньги на билет. Но я прорвался всё-таки.

Ниже фотография из одной из поездок на этапы кубка мира по даунхиллу и байкеркроссу. Здесь Сергей участвует в гонке в Форт Вильяме. Причем это не серф. Это недолет, за которым последовало сильное падение.
Блог компании Corto: Интервью о невероятных приключениях Сергея Мальцева

Тебе ещё доводилось бывать и в Андорре, кажется?
Работая в компании Трек, я договорился с представителями, что смогу забрать велосипед с европейского склада (не успевала поставка из США). Даже не велосипед, а раму. Купил себе на тот момент Session в обычной расцветке, но мечтал, чтобы у меня была командная расцветка, пятнистая, чёрно-белая. И поэтому очень хотел поменять раму, мне не важно было, какие компоненты, но хотелось, чтобы рама была действительно красивая. Договорился, что раму заберу в Голландии.

Как началась поездка? Мой товарищ жаловался, что хочет попасть в Андорру, но это стоит каких-то нездоровых денег. А я всегда славился тем, что находил разумные решения и выход из ситуации. Тут же я нашёл лоукостеры, которые летают из Эстонии и придумал маршрут и для себя, и для него. Почему-то себя отдельно. Костю Тимофеева я решил отправить из Латвии или Литвы, в Барселону, в Испанию. А себе для того, чтобы попасть в Голландию, я нашёл вариант с кучей пересадок.

Мы сели в машину моего папы, поехали все вместе в Ригу. Там я вышел из машины, а ребята поехали дальше, чтобы лететь в Барселону. Я провёл пару дней у друга в гостях, поучаствовал в соревнованиях, по даунхиллу, не было подъёмника, было безумное количество комаров.

Спустя два дня я полетел в Брюссель. У меня был рюкзак со всеми запчастями от велосипеда, которые требуются для него, помимо рамы. В таком виде я пытался пробраться на борт лоукостера, для которого багаж мизерный, даже маленькая сумочка не пролезает. Тем не менее, мне удалось протащить его бесплатно.

Прилетел в Брюссель, на поезде добрался до Голландии. Там провинциальный захолустный городишко, в котором находится склад. Приехал на поезде на конечную станцию, от которой не ходит никакой транспорт, понимаю, что у меня был запас времени в 2 дня. А в офис нужно было попасть именно в будни. Вдруг выяснилось, что склад закрывается в 5, а время 4, до точки склада 10 км. Становится ясно, что 10 км я не успею преодолеть, а со мной рюкзак с запчастями. И прямо на глазах все машины с парковки у вокзала уезжают. Я машу руками, но ни автобуса, ничего. Бреду в этой захолустной деревушке, понимая, что везде опоздал, придётся ждать следующего дня, а это – непозволительная роскошь, потому что у меня пересадка следующая на самолёт. Все билеты заранее куплены, логистика продумана.

Тут вдруг из гаража вываливается машина с обкуренным парнем и собакой, торчащей из окна. Жестами объясняю, что мне нужно добраться до склада, тут совсем недалеко, прыгаю на заднее сиденье машины, лёг среди его вещей. Он меня довёз, отказался брать деньги. Я забежал на территорию склада буквально в последние минуты. Меня встретил добродушный парень, сказал, чтобы я не волновался, стал показывать образцы всякие, кучу поломанных рам.

Я попытался это всё сфотографировать, но он объяснил, что это строго секретно. Что это только для них, хранится как реликвия. И тут он выдал мою долгожданную раму. Неожиданно я вспомнил, что мне нужны петухи, сказал ему об этом. Он спросил, сколько нужно, я ответил: «Дай мне 10 штук». Насыпали мне 10 штук и я, счастливый, побрёл обратно к вокзалу, шёл-шёл, очень сильно утомился. И в этот момент меня догоняет машина, наверное, единственная. Почтальон вёз почту и остановился метрах в 300 впереди меня. Я иду и вижу, как он загружает письма в почтовый ящик, тут меня осеняет мысль, что надо бежать. Бегу к нему и со словами: «Дядь, увези меня куда-нибудь, мне нужно место, где ходят какие-нибудь автобусы или что-нибудь, чтобы я мог добраться до Германии». А следующая пересадка у меня именно там. Ему было как раз по пути в более крупный город.

По приезду попросил его показать мне расписание и вот тут-то выяснилось, что из этого голландского города, находящегося в 50 км от нужной мне точки Германии, не ходит ни один поезд или автобус. Фактически, мне нужно было сделать крюк километров в 300-500 или идти пешком.

Понимаю, что никак не добраться, ищу информацию в интернете и выясняю, что ночью ходят маршрутки туда. Но ходят по предварительной записи, а мне на вокзале билет отказались продавать. Сказали, что регистрация на рейс в интернете. С собой у меня был ноутбук, пошёл в Макдональдс и мой ноут сел у меня на глазах. Оказывается, я забыл взять зарядку. С ощущением, что всё пропало, я вдруг вспомнил о некоем прототипе смартфона от Нокия, который у меня и был с собой. Экран 2х2 см и  она умела выходить в интернет.

Начал пытаться зайти на сайт, а заполнить всякие поля, имея такой телефон, было довольно проблематично. Это вообще чудо, что всё получилось, я зарегистрировался на рейс в 5 утра. У меня оставалась ещё куча времени чтобы насладиться этим городом, поэтому я решил превратиться в туриста и осмотреть достопримечательности. Единственное – мне сильно мешал рюкзак и рама в руках. Однако, у меня был максимальный режим экономии, поэтому я даже не думал ни о каких камерах хранения, просто бродил по городу, перекусывал какими-то булками.

Наступил вечер, стало холодать, мне стало некомфортно, я сильно утомился. Не придумал ничего лучше, чем залезть в чехол от велосипеда и провести в нём часть ночи. За этим занятием мне мешали какие-то гопники и полицейские, но тем не менее, я дожил до утра. Утром нашёл маршрутку, пережил последние 30 минут ожидания, потом доехал до аэропорта, а там меня уже встречали ребята.

Ну как встречали… Своим рейсом я прилетел в Барселону, но не в ту Барселону, которая в нашем понимании, привычная, а Барселона в 50 км от аэропорта, из которого ходят очень дорогие маршрутки. Началось моё путешествие сначала до Барселоны, затем до Андорры.

В общем, измождённый всем этим путешествием в Андорру, но став обладателем крутой рамы, я добрался. Неизвестно, сколько сэкономил или потерял, но приключение запоминающееся.

Хочешь ли рассказывать, как лишился этой рамы?
Почему бы и нет. То ли на следующий, то ли в тот же год, я поехал в Морзин, точно не могу вспомнить.
Блог компании Corto: Интервью о невероятных приключениях Сергея Мальцева

Мы жили на мансарде 5-этажного дома. Коридоры подъезда были очень узкими. В них было очень сложно разворачивать велосипед и это требовало значительных усилий. Мы ничего лучше не придумали, чем привязать верёвку к блоку и поднимать велосипеды прямо к нашим окнам. У нас даже балкон был. Это было самым простым решением: поднять велосипед под крышу, откуда никто его не украдёт.

Всё шло нормально, конструкция работала. Единственное, нас было 6 или 7 человек, а подъём 120 кг даже через блок достаточно тяжёлое занятие. Постепенно мы стали от этого уставать и часть ребят стали прятать свои велосипеды в кусты во дворе, а куда ещё? К тому же, это Европа, никто не ворует ничего. Вот трое моих товарищей и лишились велосипедов, когда поехали смотреть на гонку в Шампери. Во время их отсутствия велосипеды, лежащие в кустиках, увидели с подъёмника и увели.

Потом мы с Шипиловым Женей вернулись с покатушки очень уставшие, прицепили велики к колесу машины замком. Пошли буквально помыться, привести себя в порядок, перевести в дух. Женёк пошёл за своим велосипедом, я после него минут через 5 стал спускаться, обнаружил перерезанный замок. Женя успел забрать велосипед, а я остался без своего.

Блог компании Corto: Интервью о невероятных приключениях Сергея Мальцева

Запоминающаяся история, на самом деле, учащая жизни. Хотя, честно признаться, сейчас я езжу по городу, потерял ключ от замка. На руле велозамок висит, я его накидываю на какую-нибудь трубу, создавая видимость, что он пристёгнут, и ухожу по делам. Ненадолго, но он ни к чему не пристёгнут. В таком режиме я живу давно и мне так очень нравится, потому что нет никаких забот с точки зрения безопасности. Можно сказать, что жизнь меня не учит.

Расскажи, пожалуйста, про Домбай.
Я люблю рассказывать эту историю, может она и не самая радостная. Это был конец весны или начало лета. Мы отгоняли даунхилл. Прекрасные горы, заснеженные вершины. Как всегда полагается, в завершение этого нужно сделать что-то интересное. Не подумай, что это я такой энтузиаст. Помимо меня в тот момент умом и сообразительностью отличались Костя Филатов и Кристина Обломова.

И вот после гонки Кристина говорит: «Серж, а ты знаешь, что буквально на той стороне горы, если подняться на вершину на подъёмнике и поехать в ту сторону, проходили соревнования X-Games по горным лыжам и сноуборду? Ребята спускались на ту сторону и по руслу реки, покрытому льдом, выезжали прямо на асфальтовый серпантин, потом их подбирала машина и они возвращались в посёлок. Как это прекрасно! Мы должны повторить этот маршрут».

Блог компании Corto: Интервью о невероятных приключениях Сергея Мальцева

Никому не пришло в голову, почему-то, что соревнования проходили на замёрзшей реке, а теперь она превратилась в горную реку. Мы собрались в количестве 8 человек, попутно предлагали всем поехать с нами.

Суть в том, что мы поднялись наверх, проехали через завал огромных камней и потом начался непонятный уклон со снегом. Меня снег очень смутил. Рядом со снегом была каменная глыба массивная, я сказал: «Ребята, оставайтесь здесь, я пойду на разведку». Спустившись вниз, я понял, что снег уходит в бесконечность, а что там за уклоном, обрыв, водопад или что ещё – не видно. История не стоит того, нужно ехать обратно. Возвращаюсь по камню наверх, а всё это тяжело, разряженный воздух.

Увидел, что некоторые ребята, не дождавшись меня, начали спускаться, я стал им кричать, что не нужно этого делать, надо валить обратно. Мне ответили: «Да ладно, фигня, мы спустимся по снегу, чего ты там сидишь на камне? Отлично держит». Я засомневался в этом процессе, начал вылезать на снег и в этот момент стало происходить страшное и непонятное. Сверху всех находился Серёжа Шурыгин (Серёжа "Опасный"), у которого с фразой: «Смотрите, как круто!» сорвались на снегу колёса, он полетел, как кегля вниз, сбил троих ребят и они вчетвером, страшно вращаясь, пролетели мимо меня. Трое из них зацепились за единственный камень, который торчал у них на пути. Сам Серёжа перелетел через этот камень и ушёл в какую-то пропасть. Исчез из нашего поля зрения.

То есть в обрыв. Насколько мы туда заглядывали, обозримо было только окончание горы, где-то в километре внизу, а что было за перегибом, даже видно не было. Потом началась операция спасения, Костя Платов и я пошли вниз, остальных отправили наверх. Ребята, которые были только что на волосок от падения вниз, даже шевелиться не хотели. Вцепились в этот камень и не двигались. Не хотели ни разговаривать, ни чего-либо ещё. Мы с Костей пошли вниз, Костя сорвался, улетел тоже в пропасть, а я более плавно спускался.

И вот, в какой-то момент склон стал выполаживаться, я дотерпел до какого-то момента, когда понял, что не полечу по этому снегу и дальше спустился спокойно. Увидел вдалеке мающуюся фигуру, ещё не знал, кто это, оказалось, это был Костя. Он был с перебинтованной рукой, сам себе оказал первую помощь и сказал, что даже нашёл Серёжу, а тот жив, цел и почти здоров. Мы ему костёр развели в итоге.

Блог компании Corto: Интервью о невероятных приключениях Сергея Мальцева

Сколько вы пролетели вниз?
Серёжа пролетел около 1 км, Костя метров 500. Если по перепаду высот, то тоже метров 500, наверное. Это очень большой уклон, снежная губа, скажем так. Спрессованный твёрдый снег, который плохо держит на поверхности, его уклона достаточно, чтобы на чём угодно катиться вниз, не важно, на попе или руках. В этом снегу были промоины (была вероятность провалиться в них) в которых торчали скалы, под ними бурно текла вода. Всё заканчивалось более пологой поверхностью, потом начиналась трава, а внизу что-то вроде озера. От верха до низа было больше 500 м по вертикали. Костя даже взял с собой бутылку шампанского для того, чтобы отметить наш спуск к озеру. В итоге эта бутылка стала нам путём для выживания, потому что в шампанском есть сахар, энергия. Распили мы её только по поводу того, что вообще выжили.

Отдохнули и повели Серёжу вниз, он был чуть-чуть контужен, прихрамывал, чуть-чуть потерял память. Опираясь на нас, он спускался вниз. Затем мы упёрлись в бурелом, который оказался тем самым прекрасным местом, в котором сноубордисты выкатывали на дорогу. Совершенно непроходимый лес, бурная река, никакого пути, даже здоровому человеку там было бы тяжело передвигаться. Возвращаясь назад я сказал, что слава богу, велосипеды оставили наверху, потому что с ними точно не пробрались бы. До темноты мы брели по лесу, иногда появлялась связь, давая нам возможность сообщить кому-то информацию посредством отправки смс. Костя писал, что мы в порядке, сами спустимся. Нам пришлось заночевать.

Всю ночь я поддерживал костёр, грел воду из речки, стелил ватник. Под утро Костя сказал, что Серёжа не может подняться, нога перестала двигаться, всё отекло. Стали подкидывать телефон в надежде отправить смс, чтобы сообщить, где находимся, вызвали спасателей. Спустя полдня они пришли за нами, со словами: «Тот, кто может идти, пусть идёт, а того, кто не может, мы сейчас уколем». Вкололи Серёже какую-то наркоту, от которой он прыгал на одной ноге веселее и бодрее, чем мы. В таком виде мы и пошли вниз.

И через сутки забрали велосипеды?

Почему-то это произошло в тот же день (вместо того, чтобы выспаться и отдохнуть), я тоже участвовал в «спасательной операции». Передохнув, вечером мы пошли к спасателям, чтобы взять скалолазное оборудование (подстраховались). Они спросили, куда мы собрались, ведь ожидалась метель, штормовые порывы. Мы ответили, что быстренько посмотрим, как там дела. Сразу после подъёма нашего подъёмник выключили. Спустились к велосипедам и начался треш. Дождь, тучи, ветер, но у нас в руках были ледорубы и мы чувствовали себя уверенно. Было тяжело вытаскивать велосипеды, мы их поободрали. Потом оказалось то ли велосипедов больше, чем нас, то ли наоборот. В общем, что-то не совпадало.

Тот, кто был на велосипеде, был королём, а тот, кто без велосипеда – страдал, приходилось идти пешком, спускаясь на 1500 метров вниз.

Удивительные у тебя истории, конечно. Знаю, что это еще не всё. Если читатели захотят продолжения, а у тебя будет желание рассказать еще - предлагаю записать вторую часть интервью. А пока на этом закончим. Огромное спасибо за рассказ. Жаль, что из лучших историй мало фотографий. Очевидно, что в такие моменты вообще не до них. Удачи!

Блог компании Corto: Интервью о невероятных приключениях Сергея Мальцева