На Собере совершенно необычные ощущения. Тебе с командой удалось найти удобную гору с дорогой, людей нет, никто не ходит, никто не мешает и построил парк. Как тебе это удалось?

На самом деле, по большей части выбор пал из-за того, что это – самая высокая вершина. В округе выше нет. И второе: наверх была дорога, которая была в отличном состоянии до недавнего времени. Ливневые отводы работали, сейчас как-то стало размывать, стало хуже заезжать.

Когда на нее в первый раз попали, нас привлекло, в первую очередь, не то, что там никто не ходит и никого на ней нет. Сначала нас это отпугнуло. Сам понимаешь: все дх-трассы в России строились по такому принципу: находили тропинку, натыкивали на неё препятствий, альтернативных траекторий.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

А здесь мы столкнулись с тем, что нет ничего вообще.
Склоны голые и без должного опыта, без знания хорошего рельефа, без умения работать с ним нам показалось, что это – непролазный бурелом, дебри. Мы закрыли глаза на гору и больше не появлялись там. Приезжали шашлыки там пожарить, о строительстве речи не было вообще. Потом начали развивать кантрийные тропинки и поняли: шагни в сторону и там есть что-то интереснее, чем то, что рядом с дорогой.

Поначалу народ, наверное, с небольшой охотой туда ехал? Далёкая гора, на которой непонятно, что есть, надо с нуля всё строить. Как началось всё это, кто помогал?
На самом деле помогало очень много народу. За то время, пока мы работаем на Собере, через строительство прошло очень много райдеров. Было 5-6 команд людей, у которых появлялся интерес, они подключались к нам. Потом интерес остывал, им на смену приходили другие люди.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Сейчас я предложил помогающим такую фишку (помимо ребят-инструкторов, которые работают на Собере (Бочанского и других, которые, можно сказать, работают наравне со мной и имеют опыт)): предлагаю им флаер на бесплатное катание (день бесплатного катания с подъёмом на ГАЗике на моём) за помощь на горе.

Таким образом привлекаю дополнительную рабочую силу. Потому что работы там действительно очень много и хватит её, мне кажется, на всю оставшуюся жизнь.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Слушай, всё это офигенно и замечательно, но как отнеслись к этому местные жители? Те, кто появляется наверху, те, кто живёт внизу? Когда они заметили активность?
В основном это сказывается на разметке (считают, что сорим в лесу и срывают разметку). Но в последнее время мы нормально со всеми дружим, мусор не разбрасываем, дорогу никому не перешли по большей части. А, во-вторых, склоны настолько обширны, что когда лесники и грибники ходят в лес, они видят: мы почистили их тропинки, сделали подвесной мост через ручей.

К примеру, мне звонили местные жители и сказали:
- Давайте мы вам на мост сетку купим и прибьём её? 
- Да, конечно, прибейте.

Многих встречаем, когда работаем. Мотоциклисты подъезжают на эндуриках: «О, мы всё думали, кому поклониться за такие тропинки? Мы кайфуем, гоняем на мотоциклах». И таких, в принципе, много. Находим общий язык со всеми. С местным населением и со всеми, кто пользуется горой. Ещё один важный момент: стараемся, чтобы трассы как можно гармоничнее вписывались в склоны. Т.е. не пилим живые деревья, не насыпаем и не делаем пролёты из стволов, на горе и так куча всего, что можно использовать, без прибегания к каким-то средствам, которые вызовут негатив у местных. Наоборот, стараемся делать так, чтобы наши постройки способствовали развитию.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Сейчас по нашим тропам проводят горный бег, мотоциклисты ездят, грибники ходят и они все только «за», чтобы мы всё там чистили.

Круто! А как они все туда попадают? Это же не местные жители?
Почему? Большинство – местные. Охотники, грибники. Есть один мужик, он оленье мясо продаёт. Это, может, не афишируется, но он ездит на лошади по склонам, стреляет дичь, вполне с нами в нормальных отношениях состоит.
Это же охотничьи угодья, есть охотничьи хозяйства, на зоны поделены. И вот вольерный комплекс - тоже нормальные люди. Они просили убрать за собой, мы разметку после соревнований убрали. Все они лояльно относятся ко всем этим делам.

Слушай, а вот, с другой стороны, с южной. Там другая совершенно по массовости компания. Огромное количество шашлычников, машин. С этим всем нет никаких проблем?
Была проблема с «непонимающими» всякими, скалолазами из-за разметки. Они считают, что если мы повесили ленту, то мы её не убираем. Но это, опять же, пошло не от нас, были другие организаторы. Я эту разметку снимаю до сих пор, ею там обмотан весь лес. Они 2 года подряд проводили соревнования и оставляли разметку. Этим и вызвали негатив. Но никто ведь не разбирается, кто – они и кто – мы. Мы за собой всегда всё убираем в лесу.
Конфликты связаны только с разметкой, а все тропы проходят вдалеке от популярных мест. Вглубь никто не ходит: они посидели у дороги, шашлык пожарили и всё.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Зато на южной зоне офигенный рельеф. Другие совсем склоны, много камней.

А трасса «Кабанья», получается, там же находится?
Да, через один хребет от Собера. И она находится в долине реки Безепс. Собер находится между долинами рек Афипс и Убин. Т. е. вершина разделяет бассейны этих рек.

Как у вас отношения с ребятами, которые строят «Кабанью»?
Начинали строить вместе, но есть Стёпа ssp, который решил, что на Собере нет потенциала. Потому что все они хотели строить дх. А я всегда был против даунхилла. Изначально я был против дх, потому что это очень травматично. Есть видео, где парень просто разбивается при скоростном прыжке на одиночном вылете, у него реально закатывались глаза. И если бы что-то случилось, его мы оттуда живым вытащить вряд ли смогли бы.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Поэтому вот такое хаотичное катание, которое ребята настроили: гэпы на плоскач, пролёт 11 м через ручей на плоские доски, я на всё это посмотрел и понял, что если всё и дальше будет в таком ключе развиваться, то всё это прикроют. Потому что произойдёт что-то такое негативное, что потом отразится в целом на месте катания. 
И я начал делать трассы с подъёмами. Они сразу же оттолкнули дхшников, на трассы стали приезжать любители трейлов и началось катание «эндуро» и подобное, с перегонами. Мне всегда казалось, что на Собере это приключение/путешествие всегда, вместо того, чтобы строить спусковые трассы.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

В результате, Стёпа и ко, которые тусуются на «Кабаньей», отвалились и стали строить что-то своё.
Помню, я у него ещё спрашивал: «Где ещё подъём такой есть?»
Я, честно говоря, насчёт Герсеванова, где они строят, никогда и не думал, хотя 150 тыс. раз был на кантрийнике и катался. Газопровод идёт наверху, там подъём на гору 10 минут по шикарной гравийке. Она метров на 150 ниже, но они нашли там прикольный рельеф, построили интересную трассу. Я очень за. Но они меня расценивают как конкурента с точки зрения бизнеса.

Я ко всей этой теме отношусь со стороны райдера, в первую очередь. То есть я строю как райдер для райдеров. Второй момент – деньги и сервис какой-то т. д.

Желаю вам если и конкурировать, то очень позитивно, на самом деле.
Я очень позитивно отношусь к ним.

Просто со стороны выглядит удивительно, что близко друг от друга находятся места общероссийского значения, ведь у нас мало ухоженных трасс. На Собере трасс безумно много, «Кабанья» тоже высокого уровня. Так что успеха и вам, и им, в любом случае.
Спасибо, я только за.

А удаётся ли как-то зарабатывать на райдерах тем, кто живёт близко от горы? Помимо того, что появляются трейлы для ходьбы, есть для них ещё какая-то польза?
Я работаю с теми, кто предоставляет услуги (жильё, питание). Все те скидки, которые дают мне, я полностью предоставляю гонщикам. Та лояльность, которую они предоставляют, я её передаю ребятам, которые приезжают и катаются.

Я считаю, что могу зарабатывать только на катании, чтобы остальное сделать максимально доступным. 
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Они замечают доходы, есть для них какая-то значимость от подобного сотрудничества?
Конечно, замечают. Они иногда нам разрешают пожить сутки бесплатно. Иногда мы приезжаем строить и не успеваем за день. Просим, что вот такой компанией останемся, у нас серьёзный проект, пару дней нужно поработать. Нам разрешают.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Вот сейчас перед майскими праздниками нам звонит директор Убинки и говорит: «Подскажи нам, может, стойки какие сделать, чтобы велосипедистам было удобно?»
Те, кто приезжает на Собер кататься, особенно в будние дни – очень важны. Все отели Убинки – отели «выходного дня». Оттого и ценник такой.

Даже если сравнить с Алуштой или другими спотами, где есть рядом жильё, там стоимость исходит из суммы за сутки. Люди приезжают на неделю (вообще на длительный срок), т. е. ценовая политика отелей рядом с горой – она такова, чтобы заработать только в выходные. И, конечно же те люди, которые приезжают заранее или в будние дни – приоритетные гости.

Для тех, кто у тебя не был за последний год, то есть, к примеру, был весной. Что изменилось на горе?
Будет принципиально новая трасса «1.2.3», которую мы начали строить ещё прошлой осенью. Она спусковая, синяя с уклоном в красную трасса. На ней будут элементы, построенные больше вручную и будет большой кусок, построенный при помощи ручного экскаватора на крутом склоне. Я пытался сделать максимальное количество свитчбэков на большом уклоне. Мы её сейчас доработаем, она будет длинной, с интересным рельефом.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Она стыкуется с «Каменным ручьём» и скилл-зоной через небольшой перегон.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Здорово! Очень здорово!
И совершенно новая часть: скилл-зона. Я посмотрел, как делают в европейских парках, как сделал Вова на Красной Поляне. Я, правда, взял некое подобие старой дороги, глубокий овраг, местами 2м высотой, местами 50см. Основное его преимущество – отборный суглинок. Он когда утрамбуется, будет железо. Большая проблема Собера: на вершине чернозём, который не формуется. А в этом месте такой слой суглинка, очень классно. Подкладывали брёвна, лепили разные фигуры. И в чём основное преимущество: рассчитана скилл-зона на разных райдеров.

Если линия прыжковая, то 2-3 вылета на одно приземление. Один – детский, второй – полметра, третий – 80 см с трансфером. Всё разной длины и на разной скорости можно прыгать.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Правильно ли я понимаю, что на этой трассе возможно катание без подъемника?
Да, этом и фишка. Выезд с этого трейла - прямо к порогу отеля Николино. Спустился и в течение 20 минут по бетонке можешь самостоятельно подъехать к трассе. Можешь начинать с любого места ехать. Она идёт вдоль бетонной дороги и если ехать по последней, то трасса постоянно будет в зоне видимости.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Она вся прыжковая?
Там много прыжков, много контруклонов. Каждые 150 метров что-то построено. И серфовые кочки, и трансферы, и дропы разной высоты. Она всё время под гору, на ней нет подъёмов.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым


...и сразу вторая часть - о предстоящей гонке.

Отлично. Слушай, расскажи о 1-ом этапе РЭС, который пройдёт в мае. Чем будет отличаться от прошлой гонки?
Отличаться будет всё. Максимально постарались усилить программу и сделать более сбалансированной. В прошлом году все просто умерли. А в этом году я хочу сделать спортивный праздник, чтобы люди приехали и провели время с кайфом, пообщались, накатались вдоволь.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Я постарался выкинуть скучные участки трасс, сделать их максимально интересными, кое-где – новые участки. Местами просто немного изменили траектории.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

По организации основной момент: мы не будем жить в Дубраве, а будем в Николино, рядом с погрузкой. И всё награждение будет в Николино. И вся тусовка. Там хорошая связь, МТС работает и даже вроде есть 3G. Не придётся мотаться из лагеря. Лагерь был удобен для массового проживания, но думаю, обойдёмся без них.
В элите гонка будет длиться 3 дня, слух пошёл уже, все ждут этого. Первая многодневка 2 дня – круто, но вот 3 дня, думаю, будет грандиозно.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Даже  в общемировом эндуро это не такая частая вещь. Многие у нас недооценивают то, что у тебя проходит в рамках гонки. Это и исключительная продолжительность по количеству участков, и некоторые элементы на трассах, которые можно показывать лучшим мировым райдерам и они будут чесать затылок. Например, большой подвесной деревянный мост через овраг – это штука, которую сложно встретить на мировых трассах.
Я просто всегда стараюсь прислушиваться к советам. Надеюсь, будет классно, всем понравится.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Ещё будет небольшой прикольный трейл на Южной зоне. Трейл «Крым» был давно ещё нами заготовлен, просто давно не пользовались.

По сути, второй день гонки элиты, юниоров, мастеров – это тот второй день, который в прошлом году не удался? Все 4 трассы?
Только вторая трасса южной зоны другая, старт будет ниже и подъем к нему, соответственно, меньше.
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым

Что ж, всё, в принципе, понятно. Очень желаю, чтобы с погодой всё было отлично. Трейлы шикарные, хочется по ним накататься вдоволь!
Блог компании Corto: Интервью с Артёмом Ковалёвым