Давай начнем с представления спота для тех, кто не был в Чулково. Что бы ты сказал про само место, что там есть, для кого, кому стоит туда приехать?
Чулково в данный момент – это байк-парк, ориентированный на кросс-кантри, эндуро. Сейчас стараемся развивать гравити-направления. Соответственно, в этом нам помогают друзья: Саша Тимошик (Шуруп) и Паша Фомин. Кроме этого, мы активно работаем над направлением, о котором задумывались еще лет 5 назад – это новичковые темы.

Блог компании Corto: Интервью о планах развития Чулково с Алексеем Метео

Делается это для того, чтобы сломать представление: «Чулково – это очень сложно, нет-нет-нет, я смогу поехать туда только через 10 лет катания!» Такие запросы есть и я считаю, что спот должен эксплуатироваться разными людьми, не должно быть такого, чтобы человек приехал и ему нечего делать.

Есть ли какая-то поддержка от владельцев территории? Чем-то подкреплены эти планы?
Сейчас есть договоренность с администрацией, она нас поддерживает в этом вопросе. Понятное дело, что мы соблюдаем все правила пользования ООПТ, коей является Боровской курган. Сейчас ведутся работы в направлении законодательств, чтобы ничего не нарушалось. Чтобы спот был абсолютно белым, прозрачным и пушистым, сейчас же мода на это. И мы очень активно работаем в этом направлении уже в течение года.
Блог компании Corto: Интервью о планах развития Чулково с Алексеем Метео

22-го числа у тебя пройдет кросс-кантри, 21-го – эндуро. И чуть позже стоит мини-даунхилл или показалось?
Мини-даунхилл в планах, но точной даты нет. Не буду скрывать, уже второй год в России достаточно сильный кризис по спонсированию и финансам. Именно мини-дх сейчас стараемся устроить максимально простого уровня, а на что-то серьезное второй год ищем деньги, но пока безуспешно.

Открою небольшую тайну: у нас даже эндуро больше идет за счет стартов кросс-кантри. Кубок по кросс-кантри финансирует эндуро. Для нас эндуро-гонка очень интересна, но в то же время требует огромных затрат. Большое количество людей стягивается, соответственно, гонка ест много ресурсов.

А почему бы не поднять взносы?
Мы уже чуть подняли взносы, но находимся на такой грани, что чуть большее увеличение взносов приведет к оттоку людей. Причем 3 года назад не очень было понятно, где эта грань. А сейчас я четко осознаю, что в данный момент эти 600 рублей по предварительной оплате и 1000 рублей на старте (просто скидки за предварительную регистрацию мы отменили, пошли по пути цивилизованных стран – либо платишь заранее, либо платишь со штрафом на месте).

Очень многие люди на наших первых стартах и стартах коллег говорили: «Нет, вы знаете, я не успел оплатить, но 1000 рублей за старт я выкладывать не буду». И это, в принципе, люди из достаточно обеспеченного вида спорта кросс-кантри, у них велосипеды за 500 тыс рублей. Даже такие вещи бывают. На данный момент я считаю, что взнос обоснован и в ближайшее время (в этом году точно) повышать взносы не имеет смысла, экономически будет невыгодно. Даже если в стране никаких потрясений не будет, то и на следующий год взносы сильно не изменятся.

У нас достаточно большая сдерживающая аудитория: на эндуро приезжают выходцы из гравити-дисциплин, которые только хотят попробовать. И это достаточно молодые люди, которые либо только закончили школу, либо еще в школе и для них это достаточно большая сумма. И довольно много вопросов, вроде: «А что, вообще что-то надо платить за старт?»

Будем надеяться, что народ постепенно созреет, потому что организаторам нужно зарабатывать. Вероятно ли провести 23 июля мини-дх? Или его пока нет в календаре?
Сейчас его нет в календаре. В прошлом году планировался мини-дх, даже нашелся партнер. Была даже свободная дата в ближайшие выходные, мы были готовы подорваться, а опыт гонки-винегрета показал, что мы способны буквально за неделю с нуля сделать гонку.

Когда мы сказали, что нам нужны финансы кроме призов (запросили около 20 тыс), то услышали в ответ: «А почему бы не сделать гонку без номеров или без медалей? Зачем платить людям, чтобы они стояли маршалами? Может, разметку сделать попроще?» Мы были немного в шоке и такое мероприятие проводить не стали.

А что будет 23-го?
23-го будет апхилл. В прошлом году у нас было абсолютно четкое понимание, что финал должен быть более длинным. Это абсолютно кросс-кантрийная тема. Чтобы люди приезжали не на один день, а хотя бы на уик-энд. В прошлом году мы включили в трассу стартовый подъем с максимальным набором в 80 м. То есть люди на каждом круге начинали с того, что ехали в горку 80 м.

Мы поняли, что это был перебор и сделали апхилл в отдельный день. А на следующий день будет кросс-кантри. Рассматривается еще вариант по заявкам от кросс-кантри аудитории сделать «анти-эндуро»: 2 чисто апхилльных СУ. По-моему, формат очень интересный, стоит попробовать. Мне кажется, году в 2007, когда в России ещё не знали об эндуро, у нас была идея сделать «ралли».

Так мы называли выделение маленьких СУ, между которыми нужно было проехать (тогда небыло мыслей, что это будут засечки). Проехал здесь, тут, там. Один СУ вниз, второй вверх. Вот и попробуем сделать такую штуку. Эндуро вверх, в общем.

Довольно интересный формат, посмотрим, понравится ли гонщикам и какие отзывы получит. У тебя магическим образом проводились гонки по разным дисциплинам. Доводилось ли тебе раньше проводить мини-дх?
Нет, мини-дх раньше не проводил. Принимал участие в нано-дх организации.

Началось все с шоссе. Я посчитал: нашим клубом проведены 103 гонки. Честно говоря, сам не поверил этой цифре. Без учета тех гонок, которые будут. 100% я еще что-то забыл. Какие-нибудь маленькие веселые зимние старты.

Фотография с 2007 года, третья организованная гонка. На фотографии весь стартовый лагерь:
Блог компании Corto: Интервью о планах развития Чулково с Алексеем Метео

Впечатляющее количество, конечно. У тебя есть опыт проведения шоссейных и кросс-кантри гонок, элиминатора, ночных кантрийных и зимних гонок, а так же планируешь организовать мини-дх плюс анти-эндуро. С этим всем грузом за плечами, скажи, наверняка же чувствуешь по явке или по тому, как люди реагируют на месте, кому что больше нравится? Среди всех участников, будь то представители кросс-кантри или гравити-дисциплин. Как бы ты описал разницу между дисциплинами, учитывая отношение людей к ним?
На самом деле, наша велосипедная аудитория – это два полюса, среди которых находятся промежуточные звенья. С одной стороны люди, которые хотят 100% выносливости, лыжники и шоссейники, условно. Если рассматривать MTB, то им интересен максимум марафон. С другой стороны те, кому больше интересно что-то короткое и техничное, очень может быть экстремальное (назовем «гравити»).

Все наши гонки можно представить в виде ползунка, смещающегося в ту или противоположную сторону. Могу сказать так: самое интересное происходит, когда людям предоставляется возможность «вызова» (когда наш условный ползунок примерно посередине). Это не новичковские марафоны и не мини-дх гонка.

Больше всего людей собирается, когда и потерпеть нужно, и техника есть, и гонки дают какой-то вызов. С каждым новым видом мы стараемся сделать какую-то «штуку», которая столкнет лбами людей с разных полюсов и даст возможность реализоваться.
Блог компании Corto: Интервью о планах развития Чулково с Алексеем Метео

Сейчас по своему отрицательному опыту могу сказать, что элиминатор – действительно зрелищная дисциплина, но с точки зрения любительского спорта это абсолютно мертворожденная штука. Я наблюдал за коллегами из других клубов и организацией ими гонок в Москве. Многое делалось для того, чтобы дисциплина стала популярной, но все были недовольны. Представителям каждого «полюса» что-то не нравилось. Довольных на 100% людей были единицы.

После проведенного нами элиминатора приехавшие люди сразу после квалификации расставились по силам. Заезды ничего не решили. Все было абсолютно то же самое. Те, кто отсеялся рано, говорили, что трасса слишком техничная. Победители же, наоборот, заявляли, что трасса очень простая. Такой отрицательный опыт.

В данный момент я вижу, что нужна изюминка в гонках, которая заставит людей подумать, как проехать какой-то элемент. Как мы в свое время привнесли в московское кросс-кантри шоры. Не было, наверное, гонок в России на тот момент кросс-кантри с шорами. Собственно, с чего началось Чулково: первая гонка – марафон по кк-трассе. Мы взяли и сделали очень сложную трассу. Люди приезжали и говорили: «По этой трассе кросс-кантри бы проводить!» Им этот формат нравился. Наш третий этап будет немного это все возрождать.

Мне кажется, большинству людей это сейчас и нужно. Они хотят получить от своего хобби некий адреналин. С другой стороны, я не исключаю, что у нас популярны длинные плоские гонки, они собирают очень много людей. Просто мне и моим коллегам это не очень интересно.

На данный момент ты заставляешь представителей кросс-кантри ездить эндуро тем, что эта дисциплина входит в кубок, а не думал ли ты о подобной истории для представителей гравити? Они проедут вашу мини-дх гонку, но не хочешь ли ты включить в отдельный кубок какие-то гонки для них, чтобы у них появилась цель его выиграть, чтобы им тоже было это интересно?
На самом деле, такая идея есть. У меня достаточно давно бродит мысль, что в России устойчиво разделяют кросс-кантри и даунхилл, располагая их в разных углах. В третьем углу – эндуро, в четвертом – шоссе. Я не собираюсь проводить дх среди шоссейников (пока). Я сейчас вижу, что многие кантрийщики прибавили в технике и могут выступать в дх и, соответственно, наоборот. Просто мне кажется, что будущее за тем, чтобы объединить все это обратно в маунтинбайк.

Чем мне нравится эндуро, так это тем, что в нем это все и объединяется, как мне кажется. Элементы всего в одном. Это заставляет людей из разных дисциплин приходить и бороться на одной трассе. Я обратил внимание, эндуро-аудитория состоит из людей-участников кк-гонок, настоящего российского дх, уже не говорю о том, что ориентировщики традиционно гоняются.

Поэтому, в планах на горизонте уход от понятия «Кубок по кросс-кантри/эндуро/даунхиллу» к понятию «Кубок по маунтинбайку». Просто, к сожалению или счастью, в Чулково не сделать полномасштабный даунхилл. Как и эндуро большое или длинное. Только количеством СУ взять.

Мы можем как-то взять именно техникой на коротких и жестких трассах. Допустим, на примере какого-нибудь дропа: оставить возможность его объезда для людей, у которых нет соответствующей техники или велосипеда, но с потерей времени. Такая идея есть и она очень естественная, ведь в нашей команде присутствуют люди из разных дисциплин. Я изначально шоссеник, плюс у нас Паша Фомин – даунхильщик, Шуруп – изначально чистейший дертер. Нам помогают кросс-кантрийщики в большом количестве. Вопрос в том, что эта команда сделает.

Учитывая количество гонок, которое мы проводим, мы многим отказываем в заявках по судейству, потому что нет на это времени в данный момент.
Блог компании Corto: Интервью о планах развития Чулково с Алексеем Метео

Каждая из озвученных новостей просто отличная, осталось лишь, чтобы народ оценил. Чего нового ожидать в Чулково в этом году?
Никаких глобальных новостей в этом году мы в этом году не приготовим, наверное. За исключением того, что сейчас переделываем один из шоров, который превратится в шор типа «улитка», причем довольно безопасный для прохождения на большой скорости. В этом году мы немного сменили вектор. Раньше Чулково было похоже на молекулу: атомы со связями между ними в виде тропинок. Теперь мы изменили стратегию: уходим в сторону трейлов. Больших, маленьких, именно связок. Большинство уже готово, они будут вынесены на карту. Можно будет уже, пардон, в Страве катать не определенный какой-то участок или спуск, а именно комбинацию. Это лучше для долгого катания, для тренировок. Но каких-то глобальных новинок нет. Трехэтажный мост мы в этом году строить не будем точно. В этом году мы в фазе поддержания и улучшения того, что есть.

А когда будет ясно/не ясно с мини-дх?
Пока это в планах и скорее будет анонсировано как-то вроде: «А давайте соберемся погоняемся?», наверное, не в ближайшее время. Если, конечно, завтра мне придут новости о том, что есть договоренность с небольшой компанией/магазинчиком, что нас готовы поддержать в этом вопросе, то мы просто садимся, выделяем дату и проводим.

Значит, этим интервью мы призываем тех, кто желает тебя поддержать в организации соревнований.
Самое главное не только меня, но и ребят, которые эти трасы готовят и поддерживают. Они в это все вкладывают душу, на Ковролисьей новая линия сейчас строится. Поддержка больше даже им, потому что трассы должны жить.

Здорово, что у нас есть такой легальный спот, помимо Канта и Строгино. Хочется, чтобы это все выросло в большой байк-парк, в котором когда-то заработает подъемник.
Более того, хоть это пока и планы, но мы не ограничиваемся словом «байк-парк» и хотели бы прийти к «спорт-парку», потому что кроме велосипедистов в Чулково еще много других видов спорта, про которые забывать нельзя. И бегуны, и лыжники, и другие немоторизованные виды спорта должны развиваться (не скрою, квадроциклы и мотоциклы мы не любим), чтобы именно ими лес этот жил.

Потому что удалось узнать грустные подробности в администрации о том, что некоторое время назад приходил человек, который говорил, что знает, кому дать денег, чтобы территория перестала быть ООПТ. И просто застроить это все коттеджами. Хорошо, что его развернули.
Блог компании Corto: Интервью о планах развития Чулково с Алексеем Метео

Наша задача сохранить лес, сделав его известным. Причем мы очень сильно стараемся ничего не нарушать: не копать глубоко и т.д. К примеру, от всех наших построек через 10-15 лет ничего не останется. Мы не бетонируем ничего, все из экологически чистых материалов.

Есть ли в планах вывешивание какой-то лояльной природе постоянной разметки, чтобы люди знали, где потренировать эндуро и легко находили трассы? Или повесить стенды о том, где и какой кантрийный круг располагается?
Мы подобные планы начали реализовывать с прошлого года. Осенью организовали краудфандинговую кампанию по сбору средств на таблички. Они уже сделаны, часть развешена, часть потеряна. Основной упор на то, чтобы разметка была полностью удаляема в случае чего. Размечать трассы краской на деревьях, как раньше, мы не можем.

С другой стороны, нужно, чтобы все было вандалоустойчиво. Даже железную табличку, привинченную «наглухо», умудряются оторвать. Поэтому в свободное время мы потихоньку развешиваем таблички, у нас появилась система обозначения, благодаря мировому опыту. Сложность трасс и чего ждать на трассах. Подъезжаем к элементу и сразу видим, чего ждать.

Более того, наш инфо-партнер «Чулково-клаб» взял на себя обязательство сделать стенды в обмен на рекламу (что очень даже правильно, считаю). На въезде, куда подъехать, где поехать. В разработке карта, которая будет и в онлайне, и в Чулково. Постараемся сделать, чтобы ее было удобно просматривать на мобильниках. В любой точке человек должен видеть, где он. Проблема навигации довольно распространенная для всех спотов, а для Чулково в особенности.

Проблема известная, решение есть, реализуем потихоньку.

Блог компании Corto: Интервью о планах развития Чулково с Алексеем Метео

Имеется ли в планах создание трейла для бегунов и последующее проведение трейлраннинговых соревнований?
Да, более того, 5 июня пройдет соревнование по бегу с препятствиями. На нас вышли ребята, являющиеся чемпионами «гонок геров» (кроссфит+бег). И вот в Чулково будет подобное соревнование, причем препятствия жесткие какие-то: залазы, рукоходы и т.д. Я являюсь не просто судьей, но и организатором, и координатором. Это первый этап того, что в Чулково будут проводиться соревнования по трейлраннингу. Более того, мы рассматриваем их, как один из элементов, чтобы окупались наши велосоревнования.

Соревнования по бегу проще организовывать и они более популярны. На них люди больше привыкли к высоким взносам. Да и делать их не так сложно, честно говоря.

Это просто другая аудитория, которой тоже это нужно, а у вас есть место, почему бы не сотрудничать? Все в плюсе, а у вас будет больше денег для поддержки всей этой истории с лесом. Расскажи, пожалуйста, про историю чемпионата России по любителям?
На самом деле долгая история была с чемпионатом по профессионалам. Мы решили, что уже большие ребята и готовы провести чемпионат среди элиты. Не помню, какой год это был, но на нашу заявку отреагировали положительно и местом проведения выбрали Чулково. Честно скажу, не знаю, что дальше произошло. Боюсь предполагать и не хочу думать о людях плохих вещей, но у нас благополучно отобрали это право.

Хорошо это или плохо – не знаю. Может быть, это даже лучше, что мы остались на уровне любительских соревнований. Что касается чемпионата среди любителей, то его проведение в Чулково достаточно давно планировалось. Учитывая специфику чемпионата, им занималась ФВСР как некий контролирующий орган, чтобы не было два подобных события.

Те, кто подавал заявки, договаривались между собой, где пройдет чемпионат. ФВСР давала согласие и добавляла гонку в календарь. Больше никакого отношения не имела. С этого года курирование чемпионатом передали в ФВСР ветеранскую. Для нас это раньше выливалось в обивание порогов, сбор подписей, ожидание утверждения. А с этого года всем этим занимается Петр Чевардов и согласование уместилось в один телефонный разговор.

Он просил выслать положение в ближайшее время, чтобы помочь как-то с распространением новостей о соревнованиях. Человек не от нас что-то хочет, а хочет помочь.
Блог компании Corto: Интервью о планах развития Чулково с Алексеем Метео

В этом году в Чулково пройдет ЧР по любителям?
Да, мы второй год подряд принимаем ЧР по любителям и ветеранам (в этом году 13 и 14 августа). Как раз на эти даты попадает день рождения нашей замечательной Оксаны Николаенко, вот ей и будет подарок в виде ЧР на день рождения.

Все будет традиционно, в два дня. Первый день – разделка по кк-трассе, соревновательный вариант ознакомления с трассой. На следующий день – чемпионат уже по всем возрастным категориям. Довольно интересная специфика у мероприятия: на наших трассах мы можем сделать столько жести, сколько нам хочется, а здесь нужны больше чемпионатские трассы. Более «традиционные» для российского кросс-кантри. Более консервативные, что ли. В этом, наверное, тоже что-то есть.

Здорово, большие планы у вас по развитию. Очень желаем удачи!
Этот сезон уже 11-ый по счету, в который мы проводим соревнования. Приезжайте делать историю вместе с нами. Приглашаю всех гоняться в Чулково, поддерживать трассы и начинания. Наша философия в том, что трассы должны жить и на них должны проводиться соревнования. 

И, разумеется, приглашаю всех на соревнования. В этом году это 5 этапов кубка, 2 этапа ЧР и традиционные "Темная гонка" и "Очень темная гонка", которые пройдут осенью.