Причины плохого переключения передач не зависят от того, за какую цену был приобретён ваш велосипед. Примером тому служит то, что данная проблема встречается и у недорогих велосипедов, и у купленных за кругленькую сумму. Нельзя отрицать, что цена определяет качество, однако в данном случае причины нечеткой работы переключателей стоит искать в том, каково состояние трансмиссии и её настройки.


Причины плохого переключения передач:
1. Иногда причина в том, что трансмиссия находится в ужасном состоянии. Нужно осмотреть как открытые, так и скрытые участки тросов. Алгоритм действий:
• освободить трос в месте крепления к заднему переключателю, открутив болт;
• освободить рубашку и снять её с троса;
• второй конец троса оставить в манетке;
• убедиться, что на тросе нет задиров, нитей, потертостей;
• протереть трос с WD-40 (не использовать густые смазки);
• закрепить трос, отрегулировать.
2. Причиной может быть и гнутый петух (неаккуратная транспортировка, удар). Необходимо его выравнивание. Однако это нужно делать предельно осторожно, т.к. петух алюминиевый и в нем возможны микротрещины; 
3. При эксплуатации велосипеда в месте вхождения троса происходит задержка при переключении на другую звезду.
Более опытные велосипедисты определяют причины сбоя на слух по определенным звукам, лишним шумам.
О горном велосипеде: Причина плохого переключения передач

Основные неисправности трансмиссии
Шумит цепь при езде:
• скрип, похожий на тихий шелест – причина в том, что в звенья цепи набилась грязь или смазка высохла. Действия при этом:
1. при незначительном загрязнении протереть тканью, смоченной WD-40;
2. если загрязнение значительное, и цепь долго не чистили, то снимаем цепь полностью и погружаем в растворитель на некоторое время;
3. производим качественную смазку каждого звена. 
• хорошо слышимый металлический звук – цепь задевает переднюю рамку скоростей. Действия: избегать использования «косых» сочетаний передач;
• звук похожий на металлический скрежет – причина в том, что зубцы звездочки и цепь не совпадают. Действия: необходимо настроить задний переключатель скоростей. Для этого:
1. найти место входа тросика на заднем переключателе;
2. выставить ролик при помощи регулировочной крутилки под зубья звезды;
3. аккуратно вращать регулировку на манетке во время езды, пока не исчезнет неприятный звук.

Прокручивание педалей во время езды (независимо от нагрузок):
• износ втулок – если задняя и передняя звезды крутятся одновременно с цепью, при этом велосипед не двигается. Действия: ремонт или полная замена втулок (при отсутствии навыков и специальных инструментов обратиться к специалисту);
• загустение смазки – воздействие низких температур. Действия:
1. на зимний сезон убирать/менять смазку; 
2. заменить смазку на менее густую. 
• изношенность кассеты или ведущей звезды вследствие растягивания цепи, недостаточность сцепления с расточенными зубьями звезды. Действия:
1. поменять соотношение скоростей, используемые при езде передачи, которые ранее не использовались (полумера);
2. предпочтительно менять одновременно и кассету, и ведущую звезду;
• наличие свободного хода (люфта) может указывать на то, что в каретке рассыпался подшипник, из-за чего велосипед при движении скрипит или стучит. Действия:
1. в недорогих моделях – замена каретки полностью;
2. в профессиональных велосипедах подшипники легко заменить;
• слабое крепление оси каретки с шатунами приводит к возникновению различных посторонних звуков и стуку в педалях. Действия: при помощи резьбового фиксатора затянуть болты.
О горном велосипеде: Причина плохого переключения передач

Посторонние звуки, в которых не участвует ходовая часть
Множество механизмов, не относящихся к ходовой части (сиденье, подшипники в педалях, рулевая колонка, и т.д.) являются причиной звуков, которые можно принять за неисправность ходовой части. Действия: обнаружить причины звуков и устранить.

Переключение скоростей выполняется с дожимом манетки
Когда переключатели передач настроены неправильно, лапка, при помощи которой происходит переключение скоростей, не достает до необходимой звезды, что приводит к натягиванию её силой. Действия:
1. чтобы не выжимать триггер манетки на максимум, нужно настроить задний и передний переключатели;
2. выровнять регулировочным болтом плоскость звездочки и ролика;
3. следить за положением ограничителей H и L.

Независимо от того, как велосипедист катается, будь это просто езда или скоростные гонки, износ деталей неизбежен, что безусловно сказывается на трансмиссии. Можно увеличить срок эксплуатации, правильно ухаживая за велосипедом: путём своевременного и правильного смазывания трущихся деталей и их очистки. Но износ зависит и от неправильных настроек, поскольку изъяны в настройках значительно ускоряют процессы приведения компонентов в негодность. Причин неисправностей сотни, а каждый случай индивидуален. От того, насколько правильно вы переключаете передачи, зависит длительность службы вашего велосипеда и здоровье ваших ног.
О горном велосипеде: Причина плохого переключения передач

Самая распространённая ошибка — слишком тяжелая передача. Необходимо следить за каденсом (частотой педалирования), чтобы не "убить" колени. Опытные велосипедисты на тренировках отрабатывают педалирование с определённой частотой, тем самым работая в постоянном ритме и с постоянной нагрузкой, что бережёт их силы и ноги.

Недопустимо кривое положение цепи, приводящее к её быстрому износу и порой слету. Лучшее положение цепи при переходе с передней звезды на заднюю – с минимальным перекосом. Переключение под нагрузкой нежелательно, поскольку иногда приводит к разрыву цепи. Необходимо заранее оценить ситуацию и сделать переключение передачи раньше, при этом при переключении свести нагрузку на педали до минимума. Закусывания цепи могут быть вызваны неверной сборкой или настройкой, а также грязь и зацепки на звезде тоже могут стать причиной. Велосипедист должен плавно переключать передачи и постоянно следить за этим. Проскакивание цепи случается, если цепь не притерта к кассете. Только после 200 км пробега новая цепь и походившая кассета могут взаимодействовать безупречно.

Итак, если вы новичок, уделяйте внимание следующим моментам:
• равномерному педалированию, добивайтесь одинаковой частоты;
• научитесь работать как передним, так и задним переключателями передач;
• выбирайте передачу заранее в зависимости от совершаемого манёвра;
• если вы тормозите перед тем, как ускориться, выбирайте передачу полегче;
• следите за техническим состоянием узлов велосипеда (своевременно меняйте тросики, ролики, переключатели, элементы привода).
О горном велосипеде: Причина плохого переключения передач

Устранение неисправностей
Как можно продлить жизнь кассеты с цепью и не прибегать к радикальному варианту – замене? Алгоритм действий:
• снимаем цепь, распределяем и замеряем её длину;
• по степени износа определяем проблему:
1. размер до 306.4 мм – износ незначителен, цепь пригодна, проблема в звёздах;
2. размер до 308 мм – показывает средний износ цепи;
3. свыше 308 мм – цепь непригодна к эксплуатации.
• начинаем замену при среднем износе, наилучшее решение – замена вместе с кассетой;
• возможно укорачивание цепи на 2-3 звена с помощью выжимки;
• установка успокоителей цепи (состоящих из ролика и дисков)

Регулировка переключателей на новом велосипеде
Проблема ненастроенных переключателей характерна не только для велосипедов с изношенными переключателями, она вполне присуща новым велосипедам. Перед эксплуатацией необходима настройка передач.

Схема по которой производят регулировку переключателей:
• добиться оптимального натяжения тросиков;
• по малой и большой звёздам регулируются крайние положения;
• затем проверяется переключение между скоростями;
• чтобы компенсировать провисание цепи – выставляют правильное положение натяжителя (расположение переключателя под кассетой);
О горном велосипеде: Причина плохого переключения передач

Для настройки заднего переключателя существует алгоритм:
• после ослабления винта вынимаем тросик;
• помещаем цепь в положение 1:1 после установки на малую звезду спереди и большую сзади;
• необходимо достичь совпадения направляющего ролика переключателя с большей звездой кассеты посредством вращения винта L;
• установливаем тросик и фиксируем его;
• выставляем цепь на малую звезду сзади и самую большую спереди посредством вращения педалей;
• с помощью болта H добиваемся положения направляющего ролика прямо под активной звездочкой;
• правильное положение ролика – примерно в 5 мм от звезды. Положение цепи 1:1. После настройки обязательно провести испытание результатов регулировки на практике.

Если регулировка проведена правильно, в соответствии с алгоритмом, её хватает на долгое время. Зачастую на практике ограничиваются настройкой заднего переключателя. Своевременное устранение нарушений в системе позволит трансмиссии прослужить долго без сбоев. Чтобы сократить скорость износа, необходимо правильно использовать систему скоростей.

Одной из причин плохого переключения передач может быть несмазанная или грязная цепь. Делимся с вами видео о правильных способах очистки цепи.

Если же дело в заднем переключателе, у нас припасена отличная статья по его настройке: Как настроить задний переключатель


Посмотрите список лучших полезных статей по вело-тематике