Об отдельных успехах этих проектов вы узнаете по ходу интервью, но есть главный момент. Jaka - прекрасный пример того, как в европейской культуре велосипедное движение расширяется от поколения к поколению, плотно смешивая роли всех игроков рынка - магазинов, клубов, гонщиков, родителей, детей, организаторов соревнований, федерацию, владельцев мест катания. Как ни странно, последние два пункта имеют во всем этом наименьшее значение.

Но начнем с детской школы, базирующейся в городке с наседением в 20 тысяч человек. Вероятно самый известный ее ученик - Miha Halzer, даунхильщик, с появлением XC Eliminator'а сменивший профиль и вышедший на старт этапов кубка Мира и чемпионата мира. Собственно на чемпионате мира он выиграл серебро...
Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований 

взял несколько подиумов на этапах кубка... и одержал наверное самую убедительную победу на этапах кубка мира XC Eliminator за все годы его существования. В финале он вышел из последнего поворота на длиннющую 200-метровую финишную прямую и выдал такое ускорение, что последние 100 метров ехал накатом - это уже не имело никакого значения.
Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований

К сожалению той победы в повторе мы не увидим, нужная страница на сайте RedBull видео сейчас не запускает. Вскоре после этого Miha Halzer получил травму, а при возвращении UCI объявило о закрытии кубка мира по элиминатору.


Привет, расскажи вкратце про Energija Team.
Изначально это кросс-кантрийная команда, мы основали ее вместе с братом и начали участвовать в гонках в 2001 году. Сейчас мы в основном проводим тренировки для детей в дисциплине кросс-кантри - это основная цель. У нас нет воспитанников "старшего поколения", в основном дети.

Это звучит довольно странно для россиян, у нас довольно мало (на единицу населения уж точно) таких маленьких клубов, которые здесь повсюду.
Да, наверное, для русских это действительно странно. Может, в России они просто не знают, зачем нужны такие клубы: просто катаются с друзьями и знакомыми, к чему что-то ещё? Однако у нас это пользуется популярностью, ведь ребёнок может прийти сюда и потренироваться. Мы изначально не планировали получать прибыль, просто хотели поддерживать дружескую атмосферу маунтинбайкеров и организовать соответствующее сообщество. Доход у нас от этого очень маленький.

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований

Смотришь на ваш клуб, на проводимые тренировки... Может вы в какой-то момент начали мечтать, как замечательно будет через 10 лет общаться с людьми со схожими интересами в одном месте и потому запустили проект?
Именно об этом и мечтали! В 2008 году мы организовали молодёжный клуб, ориентированный на кросс-кантри гонки вместе с двумя другими клубами. У нас было около 20 детей, готовых принимать участие в гонках. В планах было распространять идеи, привлекать больше и больше учеников. И в 2016 году у нас было уже 150 детей, участвующих в гонках. 

В одной гонке?
Да, в одной.

Отличный результат!
Теперь мы можем привлечь спонсоров для поддержания спорта. Какие-нибудь компании и даже веломагазины. Например, наш магазин поддерживает всеобщую идею и помогает развиваться. Таким образом наше дело живёт.

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований

Значит, теоретически возможен факт того, что родители ваших воспитанников являются ещё и клиентами, так? Предоставляете ли вы им какие-нибудь скидки?
Да, некоторые родители — наши клиенты и многие помогают в делах. Например, когда у нас гонка, мы получаем от них поддержку. Разумеется, периодически мы делаем и им специальные предложения.

Какое количество людей сейчас в команде?
Обычно у нас около 40 детей. По спискам это 5-6 групп с разным уровнем подготовки.

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований

А помогает ли как-нибудь администрация города?
Наша тренировочная площадка создана собственными усилиями и вот уже около 5 лет мы обсуждаем вопрос получения земли, на которой могли бы построить памп-трек. Сейчас мы вплотную подошли к реализации нашей цели. Основная поддержка, тем не менее, благодаря магазину. Без него было бы намного труднее. Он помогает сделать реальным проведением соревнований, а на них мы повышаем имидж компании. Все довольны. 

Я был поражен популярностью памп-трека среди детей в Любляне. Он весь покрыт асфальтом и я думаю, многие компании могут сделать такой же хоть у себя во дворе. У меня двое детей, и я видел как это работает: первые 5 секунд дети учатся по нему ездить, а потом ты заказываешь себе кофе в 5 метрах от памп-трека и просто наблюдаешь.  
Это как раз то, что мы сейчас пытаемся донести до администрации города. Прелесть памп-треков в том, что ребёнку нужно совсем немного времени, чтобы научиться кататься по ним. Памп в Любляне помогает нам быстрее донести эту мысль. 
Нам всегда нужны люди, которые могли бы бороться за идею. Во-первых, нужны местные, которые добьются разрешения и утвердят место постройки. Никто из других городов не будет этим заниматься, а там, где нужно развивать что-то подобное, обычно нет велосообществ. Всё начинается с них.

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований

///В Словенской действительности "из других городов" - это как из других районов крупного российского города. Под местными здесь подразумеваются люди, которые знают место, катаются рядом и могут идти к властям в роли неравнодушных жителей///




Про словенскую эндуро серию (Sloenduro)
///Две гонки этой серии получили в 2017 году статусы EWS Qualifier (отборочных этапов в основной состав кубка мира). На этапы Sloenduro едут итальянцы, хорваты, венгры, австрийцы и, конечно, сами словенцы. Причем для Хорватии, Венгрии и Австлии именно словенская серия является основными стартами сезона.///

Давай об эндуро поговорим. Мне довелось наблюдать, какой путь прошло эндуро в России, интересно, как начали проводить соревнования вы? Объединяетесь с локальными сообществами?
Именно. Когда мы решаем устроить соревнования, мы просто объединяем усилия и сами становимся у руля организации соревнований.Пока что это единственный способ. Нам даже не нужна помощь в получении разрешений, нужны люди, которые будут помогать с организацией. 

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований

Один из известных в России организаторов говорил нам: «Дайте мне деньги и я организую гонку." Я думаю, это не совсем по-европейски. Во многих городах здесь никто не выделяет деньги на организацию, так ведь?
У нас обычно наоборот: организаторы поощряют денежными призами победителей. Расходы в основном покрываются взносами участников. В больших гонках это 30 евро стартового взноса (///в среднем взнос 1200-1900 рублей за однодневную гонку///), если у вас 100 участников — это 3000 евро для покрытия расходов. Достаточно, чтобы перекрыть основные расходы: судейство, рекламу, присутствие медиков, помогают так же и волонтеры. Поэтому нужны местные организаторы, чтобы сделать качественную работу.

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований

Что могут получить организаторы гонок кроме денег?
Самый большой интерес - в получении рекламы местными велосообществами. Соревнования по эндуро рекламируют парки с их трассами. Участие в клубных гонках бесплатное, но участие в общих гонках члены клубов оплачивают. Около 40 наших детей участвуют в гонках. Для нас это обычно обходится в 2000 евро. Что же касается нас, то мы считаем обязанностью организовывать гонки каждый сезон, даже если нужно искать для этого средства. Если мы хотим привлекать участников и продолжать работу - нужно организовывать соревнования. И это мнение не личное, а каждого участника команды. Никто не думает о доходе, организуя гонки, нужно кооперироваться и совместными усилиями всё делать. Даже при участии 150 гонщиков мы едва выходим в 0. Да, на этом не заработаешь, зато это интересно и пропагандирует спорт среди местного населения. Паркам это нужно для рекламы и собственных доходов, а клубам - для участников самого клуба. Большая часть соревнований проводится без прямой финансовой мотивации. 

Европейцы смотрят на это с девизом: "Вместе мы - сила!". Если вы будете кататься поодиночке, вы никогда не достигнете вершины. Вы должны объединяться. Команды, группы велосипедистов, может это будет просто неформальный клуб, группы. И уже когда все будут готовы — объединиться в клуб.

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований

А почему это не работает в Австрии? У них есть велосипедисты, есть кросс-кантри, но нет эндуро.
Я не знаю, у них даже соревнования там проводятся. Всего 3 или 4 гонки, не такие серьезные. Федерация, вероятно, просто не заинтересована в эндуро, потому что является частью UCI и во многом зависит от них.

А почему они не делают этого без поддержки UCI?
Они могли бы заниматься этим, но им просто нужен человек, который начнёт это делать. Все просто ждут, пока федерация соберётся с силами, мыслями и чем-нибудь ещё, и начнёт организовывать соревнования. Это моё мнение.

Может, это потому, что австрийская федерация очень лояльна к UCI... 
Так же и в Словении: я думаю, если бы мы не начали, у нас не было бы кубка. Помню, перед тем как мы затеяли это, у нас был национальный Кубок по эндуро, включающий только 2 гонки, и ещё одна гонка вне кубка. Сейчас мы хорошо известны. Мы - пример того, как делать что-либо и для других дисциплин. И в других видах спорта в стране начали делать серии, перенимая наш опыт. И мы серьезно рассматриваем идею о наличии оплачиваемого координатора, чтобы продолжать работать в этом направлении.

///В Словении появилась национальная серия по кросс-кантри, которая скопировала модель эндуро-серии и создается во многом теми же людьми. 4 гонки из серии имеют статус UCI Class 2, две - статус UCI Class 1///

Не думаешь ли ты, что федерация Словении будет обеспокоена, что проходят неофициальные гонки по дх и эндуро?
Они же официальные, есть поддержка федерации, их координация. Федерация выплачивает деньги координаторам.

Но ты говорил, что UCI их не проводит...
Они признают эти гонки, в календарь вносят, но не проводят. Для федерации нет проблем в том, что проводится кубок по эндуро. Думаю, UСI поддерживает идею эндуро, они просто не обязывают национальную федерацию проводить эти соревнования.

В России у нас был определенный конфликт с федерацией — ФВСР  отказалось признавать существование неофициальной серии. 
Это вечная проблема: не должно быть такого, что вам на всё нужно разрешение. Но всегда есть пути решения. Не знаю, как в вашей стране, но здесь даже неофициальные соревнования проводятся на серьёзном уровне, и на них можно получить согласование. Выбираются гонки, регистрируются через сайт, отмечаются в международном календаре и идут в официальную базу. Но тут придётся следовать некоторым правилам федерации. Иногда возникают проблемы. Но мы одна страна, и препираться друг с другом - не наш выбор.

Иногда федерация у нас говорит, что им интересны только олимпийские виды спорта. Отдельные люди говорят, что развивая "неправильный" велоспорт, мы ведем людей в неправильном направлении.
Тут тоже каждый вид спорта соревнуется с другим. Если начинать что-то новое, автоматически становишься соперником другого. Это хорошо видно по эндуро: количество гонщиков в этой дисциплине растёт, а даунхилл и кросс кантри стали менее популярны. Зато развивается в целом направление горных велосипедов. Число велосипедистов непрерывно растёт. В итоге никакое это не соревнование всё же.

Поддержкой всегда пользуется что-то новое. То же самое с велокроссом, кросс-кантри и шоссе. Кто скажет, что с развитием велокросса мы потеряли участников в кросс-кантри, тот нагло соврёт. В спорт приходит большое количество людей и он развивается.

Какие перспективы на новый эндуро-сезон?
В году будет 12 или 13 гонок. 6 из них большие, другие — малая серия 4Fun. С участниками всё стабильно. Правда, я от всего этого уже немного устал и хотел завязать. Подыскивал замену, но пока никто не нашёлся, поэтому буду продолжать. У меня уже есть несколько ребят-помощников. Возможно, мы будем просить их сделать некоторые вещи. Если всё получится — получим необходимую поддержку и проблем не возникнет.

Было очень интересно узнать обо всём этом. У вас очень долгий горизонт планирования, и это приводит к удивительным результатам.
У нас всё связано. Организаторы получают прибыль от взносов за участие, а иногда их поддерживают местные жители или городские власти, иногда в дело идут веломагазины. Команда/клуб - это очень хорошо. Когда люди приходят смотреть на наши гонки и приводят детей, последние увлекаются и тоже хотят купить велосипед, приобщаются к спорту. Потом наш магазин продаст несколько велосипедов, и это тоже послужит поддержкой для клуба. Таким образом все имеет смысл. Нужна пара человек, чтобы двигать всё это вперёд. И нужен личный интерес к теме, только тогда это работает.
Детей нужно привлекать, а за счёт одного лишь финансового интереса далеко не уедешь.

Блог компании Corto: Интервью об организации европейских клубов и соревнований