Сегодня мы продолжаем публиковать серию наших материалов о российской велоиндустрии. Гость нашего интервью - один из активных участников рынка, организатор соревнований, гонщик и гид Вадим Савельев. А обсудим мы с ним перспективы развития Крыма как точки катания.

 

Тема Крыма тебе очень дорога: ты больше 10 лет с ним связан?

Да уже больше, 15, наверное, лет.

Крым: Судак на закате

Как ты смотришь на текущую ситуацию в Крыму? Сейчас вроде и востребованность очень большая – в Европу стали меньше ездить. И с другой стороны, есть большие проблемы из-за того, что нет моста и не очень понятно, как пользоваться поездами.

Востребованность Крыма-то сейчас особенно и не выросла, на мой взгляд, на самом-то деле. Просто немного изменился сегмент направления: раньше люди приезжали сюда с дх-велосипедами, а сейчас приезжают на эндуро и трейл-велосипедах, с ростом популярности этих направлений, поскольку дх в Крыму особенно-то и нет. А для эндуро и трейла места идеальные.

 

Тебе не кажется, что стали приезжать ребята, которые раньше ездили на кросс-кантрийные сборы, а сейчас ездят в Крым?

Ну ты знаешь, те, кто раньше ездил в Крым на кк-сборы, и сейчас на них продолжают ездить. Вот даже в данный момент тренируются наши ребята. Правда, многие ездят на трейловых и эндуро-велосипедах, чтобы максимально «прокачать» технику.

Так что не сказал бы, что увеличился приток из кк-среды. На самом деле, общее кол-во велосипедистов снизилось, т.к. Украина отрезана, а раньше оттуда была как минимум половина их, которые в Крыму катались.

Стихийных катальщиков стало значительно меньше. Организованных – достаточно. А энтузиастов, которые сели на поезд и приехали – нет, поездов не стало.

 

Димерджи, Крым, Украина / Dimerdzhi, Crimea, Ukraine

 

Бывало раньше: приезжаешь в Симферополь и из поезда высаживается ещё человек 50 велосипедистов, совершенно не имеющих отношения к соревнованиям, которые приехали покататься. Ты о них?

О них. К тому же получилась отрезанной большая часть российских велосипедистов из глубинки: Орёл, Курск, Воронеж и т.д. Те, которые садились на поезд и приезжали. Теперь только на машине, которая не у всех есть, либо на самолёте.

Из того же Воронежа не прилетишь. Снова через Москву только. Из Москвы, Питера, Челябинска (крупных городов) сюда люди, конечно, прилетают – это проще и дешевле, чем на машине. Самолёт сейчас – самое удобное. Недавно билеты были 4000 рублей туда-обратно.

Ребятам из Челябинска дешевле стало, чем раньше?

Да.

С другой стороны, у них есть Урал свой.

Их всё равно привлекает южный берег Крыма: здесь трейлы раскатанные, своя инфраструктура. К нам вот приезжают из Владивостока люди, из Тюмени, Иркутска. Из горных регионов приезжают.

Какую перспективу ты видишь? С самолётами всё ясно, а вот о поездах слышно ли что-то, когда они появятся?

В ближайшем обозримом будущем про поезда ничего не слышно и надеяться, что они поедут, не приходится.

А мост? Когда будет мост?

Мост обещают году к 18-ому.

То есть ещё 2 года?

Минимум. На самом деле на пароме не так сложно добираться: сейчас увеличили их количество, ввели электронные билеты. Люди, которые приезжали летом и осенью на машинах, тратили на пересечение пролива 40 минут.

Inkerman 33

Будет ли на мосту ж/д, чтобы подключились обратно поезда?

Вроде бы, судя по проекту, должна идти параллельно автомобильной, ж/д ветка. И подключат со стороны Керчи ещё ж/д. Люди из Краснодара, Ростова могут приехать и спокойно кататься.

Понятно, в общем, ждёте вы ещё 2 года, если не откроется раньше ж/д путь через Украину. Давай перейдём к трейл-турам. Ты переехал в Крым около года назад и так совпало, что последние года полтора активно проводятся трейл-туры. Трендуро, краснодарские ребята, Загремел... Ты там, тебе виднее весь рынок. Почему, думаешь, это ударило именно в последний год?

Просто в сегменте эндуро и трейла стали появляться предложения. А так-то туры проводились для туристов, шоссейников. Немного выросла аудитория «эндурщиков», которые готовы приехать и кататься по трейлам с гидами. Чтобы не тратиться на поиски интересных мест, а приехать, заплатить и получить качественный сервис.

Очень грубо говоря, что-то похожее, что недавно было с Авзалом? Пусть это был очень низкий сервис, но тем не менее.

У них будет жильё гарантированное, будет машина, которая поднимет наверх. Если проводить параллель – будет что-то отдалённое, но это совсем разные вещи.

На что ты ориентируешься для себя в плане качества организации? На что хочется быть похожими в этой истории, есть какие-то цели? Или сам придумываешь с нуля?

Ориентируюсь на свой опыт катания. Вот мы были с тобой на Транс-Савое. Там посморел, как организовывают, в других местах. Собрал, аккумулировал и хочу сделать так, как нравилось бы мне, если бы я приехал в похожий тур.

Вот ты ездил на Тенерифе, Саша Жирнова ездила в Малагу, Амур рассказывал о поездке туда же: у них был гид, мастерская, жильё, было что-то вроде тренера. Из дх-сегмента это, наверное, самый проработанный тур. Там аккумулирован большой опыт подобных историй и туда приезжают дх-гонщики со всего мира. Что есть такого у них, что хотелось бы сделать у себя?

Хотелось бы свой огромный гостиничный комплекс, в котором мы могли бы отвечать за весь сервис. Сейчас мы работаем с операторами, договариваемся о трансфере, питании и т.д. Привлекаем сторонних людей, чтобы они создали полную картинку.  Сейчас нет возможности построить на берегу байк-отель. Вот это самая интересная перспектива развития.

Есть планы по своей мастерской, нужна ли она?

Пока нет. Своей мастерской нет, у нас хорошие контакты с ребятами из «Адреналина» - у них отличная мастерская, свой инструмент. Не всегда есть нужные запчасти, но это уже не везде и всегда можно всё купить.

В планах есть склад под «профильные» запчасти для эндурщиков (натяжители цепи, втулки 142х12 мм) и прочий узкоспециализированный стафф, редко бывающий в простых магазинах.

Sevastopol 165

Скажи, я слышал, что некоторые дистрибьюторы были заинтересованы в прокате велосипедов в Крыму. Сейчас пока не реализовано?

У нас есть договорённость с несколькими компаниями, которые готовы предоставить велосипеды для нашей компании в прокат. Чтобы мы могли не только давать их в прокат, но и пользуясь большой практикой катания на велосипедах в горных условиях, давать дистрибьютору какую-то информацию об этих велосипедах, тесты, отчёты, ревью. Т.е. у нас небольшой парк, 10-12 велосипедов эндуро-направленности, гости смогут взять покататься и потестировать, а мы в течение некоторого времени полноценные отчёты предоставлять компаниям, согласившимся на сотрудничество.

Может, это поможет расширить аудиторию людей, желающих покататься подобным образом, но не имеющих сейчас таких байков?

Да-да, возможно. Люди, приезжающие на выходные, часто пользуются нашими прокатными велосипедами, у нас их немного, но они есть. Им столько невыгодно и неудобно везти на 2-3 дня. Гораздо лучше приехать, заплатить, откататься по полной, уехать.

Есть такой момент, в некотором роде решённый в Севастополе (однако там нет «тусовки», которая так раскручивает эти трейлы). Алушта в этом плане отличается от Севастополя и Финале-Лигуре тем, что на трейлы приходится крутить. Многим это не нравится. Есть в планах трейлы, с доступностью подъезда к старту и финишу на авто? Довольно близкий пример – Лаванда. Это вполне могло бы напоминать подъёмник и катание по подобным трейлам – мечта большого количества райдеров. Есть ли такие планы?

В Севастополе есть эндуро-трейл тусовка, правда небольшая (4-5 человек), возможно, в будущем будем проводить какие-то события. Что касается трейлов с доступностью на машине: так сложилось, что до интересных трейлов придётся крутить в любом случае. Нет мест, с которых можно поехать сразу 4-5 трейлов, либо всё это будет очень однотипное.

Смотри, а если взять Артёма Коваля. Он взял гору в двух часах от Краснодара. И сделал её посвящённой МТВ, специально подготовленной для МТВ, без пешеходов, с большим количеством трейлов. Он уже сейчас собирает огромное количество людей, проводит гонки. Гора прекрасная, 600 метров или около того, доступность сверху до низу на транспорте. И теперь никого не смущают 2 часа езды до неё, когда там есть трассы. Давай представим: в сторону Керчи (или другую), появилось подобное место с возможностью подъезда на машине, не обязательно Ай-Петри. Есть ли вероятность появления подобного, с приложенными усилиями твоими или ещё чьими-нибудь?

Трудно сказать. Весь горный массив в Крыму – национальные заповедники. Вести такую деятельность «строительную» - никто не даст. Дорог, проходящих сверху, по плато, на которые можно было бы забраться и спускаться вниз, там тоже нет. Сложно с рельефом и со статусом местных гор/леса. В ближайшее время, думаю, не будет. Наши трейлы так или иначе доступны на машине. Просто стоимость заброски достаточно большая, ведь туда не просто по шоссе подняться, как на «7 ветров», к примеру.

Димерджи, Крым, Украина / Dimerdzhi, Crimea, Ukraine

Я об этом и говорю: если бы заброска была по шоссе, это сильно удешевило бы катание.

Таких возможностей у нас нет.

А есть ли какое-то движение в сторону появления официального статуса катания, появления новых зон. В Ялте, помнится, была история с парком, куда всё ушло?

А что это даст?

Возможность строительства трейлов в удобном месте.

Мы и так строим трейлы в удобных местах. Без официальных разрешений.

В Ялте, например, чем закончилась история?

Никто не катается, вот чем закончилась.

Грустно как-то.

Здесь количество велосипедистов не такое большое, чтобы поддерживать функционал парка. Это тебе не Строгино, куда приезжает 100 человек. Здесь, в лучшем случае, человек 50 кантрийщиков-даунхилльщиков.

Ты вспомнил памп в Строгино. Он тоже долгое время был местом нелегальным, для небольшого кол-ва людей. 10 человек катались, 5 копало, один стоял на стрёме, на случай приезда полиции. Всё знакомо. Может, всё изменится?

Трудно сказать, приходят новые власти, меняются требования, зачастую не в лучшую сторону. Ужесточаются правила посещения заповедников. Это не Финале-Лигуре. Им не интересно развитие аутдор-туризма, велотуризма. Им важно поставить палатки, чтобы пляжникам чебуреки продавать – это да, это бизнес. А так, по-европейски, руководство полуострова и городов, не думают вообще. Есть определённые подходы, будем двигаться в разных направлениях, но пока перспектив, что нас ждут в комитете спорта: «Сейчас, ребят, всё организуем и трейлы нароем» - такого тут нет нигде.

Велосипедисты никого здесь не интересуют. В лес нас никто пускать не будет, не позволят строить в заповедниках. А если мы придём и скажем: «Мы вот роем трейлы», нам ещё по шеям надают, что мы другие раскатали. Проще просто делать своё дело и особенно не контактировать с властями. У нас около 30 трейлов в районе Алушты.

У них разное состояние и они не совсем расчищены.

Сейчас вся наша команда «Байктест» занимается ими: расчищаем, пилим. Ходим с граблями, чистим трейлы до земли, чтобы были видны.

Димерджи, Крым, Украина / Dimerdzhi, Crimea, Ukraine

Кто кроме Байктеста занимается велодвижением, какие организации? Организаторы трейл-туров и т.д.

В Севастополе ребята из «Fraction» недавно гонку проводили, у них пока там худо-бедно не затухло.

Звучит не очень.

Большая серия кк-гонок проходит. Их не так много, но они самые организованные тут. Большое количество гонок за год, плотный календарь. В нескольких соревнованиях я сам принимал участие. В плане организации и энтузиазма у них тут хорошо.

Ещё марафон крымский ежегодный проводят ребята. Приезжают люди со всей России.

«Freerate» в Ялте – организаторы даунхилльных гонок. Строят новые трассы на Ай-Петри и будут проводить соревнования. Плюс, многим известный Ваня Николаенко, начал с организации соревнований: сделал гонку недалеко от Бахчисарая.

Открыл новую локацию.

Да, но только по трассе сейчас не поездишь: завалило листьями и палками.

Опять же, Байктест и команда севастопольских эндурщиков: мы разработали новое место – Байдарская Долина. Можно делать трейлы уровня кубка мира.

Алушта-кап, естественно, «Адреналин» будет проводить соревнования. Если по крупным городам: запад, юг Крыма, все активны.

В Симферополе – движуха своя, различного уровня. Столица, проводят кк-гонки, массовые заезды, велопарады. Но мы как-то далеки от них, больше по горам.

А как же тема с обычным и велосипедным туризмом? Здесь же тоже большой потенциал для роста, довольно массовый сегмен. Есть услуги, нужные обычным туристам. Обустройство мест под палатки, точек, где они могут отметиться, куда могут стремиться, карты рекомендованных маршрутов, ведётся ли работа в этом направлении?

Существуют различные комитеты официальные, что-то там делают, не знаю, чем они занимаются – в горах от них толку мало.

Ты не видишь каких-то таких результатов?

Нет, всё осталось со времён развития СССР. Крым был развит очень сильно в плане пешеходного и велотуризма в СССР и все трейлы, фактически, изначально проложены римлянами и туристами советскими. С перекрытием границ туристов стало в разы меньше. Как пеших, так и велотуристов, эндуро/не эндуро – без разницы.

Люди из Курска, Смоленска не могут нормально проехать, чтобы покататься или походить по горам. Доезжают самые стойкие.

Меганом

Может, с предложениями к госорганам никто не ходит?

Мы пока с госорганами не очень дружим. У нас есть хорошие контакты с «Крымспасом», спасателями и прочее. С номенклатурщиками, которых назначают, мы толком не знакомы. Новые персонажи появляются, мы пока не очень понимаем, кто за что отвечает и что они дальше будут делать.

Ну им же тоже надо чем-то отчитываться.

В планах есть у нас наведение связей и мостов, официально, с разрешениями по близлежащим холмам. Разрешение всё равно нужно будет получать, когда соревнования будем проводить – познакомимся поближе.

Но ребята из «Адреналина» и вообще те, кто занимается проведением соревнований, больше в этом варятся и больше знают. А у нас специфика другая, поэтому нам с госорганами не очень интересно общаться. Да и некогда.

Либо мы гостей катаем наших, либо трассы облагораживаем. Ветер подул сильный – Ай-Йори, Сераус какие-нибудь завалило. Идёшь, ищешь, пилишь-копаешь-расчищаешь.

Помимо истории в Крыму, есть альтернативные туры, которые по какой-то причине не развиваются на Урале. Урал вообще мало знаком с эндуро-трейл темой. Но развитие идёт на юге. Если сравнивать с Краснодаром, приморскими городами, что лучше в Крыму, почему надо ехать именно в Крым?

Потому что здесь трейлов больше. Локация южного берега Крыма – более удобная. Отличается от Краснодарского края, от южного побережья Сочи даже, Новороссийска. Горы другие, более пологие выкаты к морю, что позволяет более длительные трейлы сделать, разной направленности. Географически место выгодно отличается.

Море тёплое, в отличие от Краснодарского края. Скатился с горы – пошёл купаться. С семьёй можно приехать: они гуляют, отдыхают смотрят достопримечательности, а ты катаешься.

Какое время лучшее для поездки в Крым. Традиционно говорят: «Круглый год». Я приезжал зимой и ходил по метровым сугробам. Сейчас вижу, что ребята катаются, но это такая штука: попадёшь/не попадёшь.

Самый активный период – с начала апреля до конца июня. Июль-август – жарко, не все готовы кататься. И потом – с начала сентября и до середины ноября.

Димерджи, Крым, Украина / Dimerdzhi, Crimea, Ukraine

Если говорить про байки, с которыми лучше ехать в Крым, то что это за байки, на твой взгляд?

Эндурные велосипеды последних годов выпуска, с их геометрией и ходами 150-160 мм, просто идеальны для крымских трейлов.

Регулируемый подседельный штырь, 1-2 звезды?

1-2 звезды в зависимости от трансмиссии, которую использует человек, от возможностей.

Что нужно учесть людям, которые собираются поехать в Крым, в плане экипировки, подготовки. Ты сейчас принимаешь людей и видишь ошибки, про которые, может, стоит подумать заранее?

Если в плане экипировки и катания: как бы круто вы не катались в Москве и Питере, горки тут совершенно другие и будет сложнее заехать в ту или иную. Питерские и московские горки так там и останутся. Не нужно быть самонадеянным, лучше поставить переднюю звезду поменьше, тормозные диски побольше. Компенсировать свою физическую подготовку грамотным подбором оборудования: покрышки, бескамерно установленные, звезды, с которых цепь не спадает. Опять же, относительно экипировки: мы даём рекомендации всем гостям, в зависимости от сезонности.

Летом: шорты/майки, а сейчас очень критично нужно к этому подойти. У моря может быть +15, а наверху 0. Поэтому нужны всякие высокотехнологичные куртки/ветровки и так далее. Можно и без них кататься, но лучше использовать современные материалы.

Можешь прикинуть примерный бюджет, который позволит покататься неделю в Крыму. Не через тебя и твой лагерь, а просто. Минимальный, с которым можно ехать?

У всех разные минимальные требования: кто-то готов спать в гараже. Могу сказать средний: на неделю в 15-20 тысяч можно уложиться смело.

Плюс билеты (4000), перевозка, которая чуть добавит?

Да, плюс всё это. 4000 – было лучшее предложение. Сейчас дороже, на майские тоже цены взвинчивают. 

Хочешь ещё что-то добавить?

Что тут добавить… Перспективы тут большие, но как это всё будет укладываться в сетку правительственных решений – очень трудно понять. Возьмут, всё заповедником объявят, закроют доступ. И привет всему МТВ-развитию. Всякое может быть. Особым статусом заповедника начинают пользоваться не всегда с пользой для заповедника.

На Украине же были случаи, когда хотели отобрать район горы в личные угодья. Никто не исключает подобного варианта. Всё равно народ ездит, активистов много. Сейчас катаем людей, на следующий год на все активные сезоны группы укомплектованы.

Приезжайте в Крым, тут круто!

Sunset