Привет. Давай начнем со знакомства с твоей работой. Ты специализируешься на хардтейлах и бюджетных велосипедах, верно? Есть какие-то рамки специализации?

Привет. Да, специализируюсь на хардах от детских до самых топовых кантрийных. Т.е. не только на бюджетных (да и бюджетными их особо не назовешь). Раньше ещё занимался и подбором компонентов на часть велосипедов модельного ряда Format. Рамок специализации, как по мне, особых нет, при желании можно легко перестроиться на другой тип рам, либо на подбор компонентов.


Где производятся велосипеды, рамы для которых ты создаешь?

Ни для кого не секрет, что почти все рамы в мире производятся в Китае/Тайване и иже с ними. И, так-то, не важно, Китай или Тайвань, или где-то еще, всё зависит от контроля качества. Мы делаем в Китае – у нас партнерские отношения с заводом-изготовителем. Также, многих интересует вопрос производства алюминиевых рам в России. Увы, пока, это экономически нецелесообразно.


Многих читателей волнует вопрос того, насколько та или иная рама является "каталожной". По каким-то причинам принято мнение, что производство рам по каталогам заводов с собственными наклейками - признак низкого качества. Но ты по этому пути не идёшь. Так ли это? Работаешь так со всеми рамами или какие-то лучше заказывать через каталоги?

Безусловно существуют как каталоги готовых рам, так и каталоги профилей труб, из которых можно собирать свои «сетапы», только выбирай материал трубы. У нас же есть квалификация и возможность делать свои собственные трубы и рамы из них. И делать именно так, как мы хотим. К примеру, 11-я серия. Это топовая, кантрийная рама Format, сделанная целиком и полностью с нуля. Т.е, начиная от геометрии и заканчивая сечением профиля трубы и дизайна стикеров.

 

Почему ты думаешь, что твои трубы лучше труб китайских мастеров?

Потому что трубы китайских мастеров недостаточно красивы. И еще один очень важный момент. Каталоги китайских труб доступны всем желающим. И это не круто, потому что есть огромная вероятность собрать 2 одинаковые рамы у разных брендов. Поэтому все уважающие себя производители патентуют формы труб и держат так называемые «закрытые молды» у крупных трубных производителей, которых всего 3-5. И, поверьте, это очень дорого.

 

Ты наверняка знаешь все технологии, которые используются при производстве. Можешь кратко перечислить, какие технологии могут использоваться для производства отдельной трубы?

Очень кратко расскажу про самые популярные. Трубы могут быть:
1) прокатные (чаще всего круглые, квадратные или прямоугольного профиля постоянного сечения). Главное преимущество – «невысокая» цена, в сравнении со штампованными и гидроформованными;
2) штампованные (получают методом прессования «базы», чаще всего круглого сечения). Главное преимущество - огромное разнообразие форм, сечений, что открывает дополнительные возможности для творчества;
3) гидроформованные (получают методом нагнетания жидкости под огромным давлением внутрь трубы, вплоть до 100 000 psi). Главное преимущество - трубы становятся прочнее после обработки давлением, так же это позволяет делать тоньше стенку при той же прочности и еще больше расширяет возможности для творчества. Т.е можно получить очень сложные формы, грани, изгибы.

Так же все эти типы труб могут быть с переменной толщиной стенки, иначе - с баттингом. Гидроформованные трубы - самые дорогие. Их производство требует дорогостоящего оборудования и дополнительных операций обработки.

 

Вероятно, штамповка — более дешёвый вариант?

Все верно, штамповка дешевле, чем гидроформинг. А самый дешевый – это использовать прокатные трубы круглого или квадратного сечения. Но сейчас все хотят красивых форм, сложных изгибов.

 

Получается, в велосипедах нет дешёвых простых труб?

Ну почему же нет? Иногда используются и они. Все зависит от концепции велосипеда. Если требуется максимальная простота как, например, в классических стальных «туристах» на 28 колесах и с рогами, или алюминиевых «ситиках», так называемая «Городская ракета», иначе модель «Format 5342», то именно круглый профиль отлично подойдет. Строго, четко, лаконично.

Блог компании Corto: Интервью с инженером-конструктором Антоном Чиковым

 

Если велосипед дороже, то используют штамповку. А что появляется с ростом цены дальше?

Ну, тут надо сказать, что рамы разделяют по уровню. Для примера возьмем харды из взрослого сегмента. Т.е это Trekking, All Terrain и XC. И тут все просто. Для треккинга нет смысла использовать навороченные гидроформованные батированные трубы, потому что велосипед должен быть доступен широким массам, которым не так критичны лишние 200-300 грамм. С кантри все наоборот. Тут во главе угла вес. Поэтому начинаешь применять все доступные технологии, которые напрямую влияют на вес и конечную цену.

Блог компании Corto: Интервью с инженером-конструктором Антоном Чиковым
 

Смотри, с этими технологиями, как рассказывал Кубас в Саранске, важен контроль качества: как стыкуют трубы, делают швы. Можешь ли ты сказать, где может быть косяк в технологиях (баттинг, штамповка, гидроформовка), если не следить за заводом или заказали трубы и они придут надлежащего качества?

На самом деле, проблемы могут быть на любом этапе. Тут контроль, контроль и только контроль. Доверять никому нельзя, лучше тебя самого никто не сделает. Кубас правильно говорил: сегодня рабочий сделал раму идеально, а на следующий день после обеда он делает рамы для другого производителя. Вроде бы тот же металл и то же оборудование, а там уже оторви, да брось. Всё зависит от контроля, на своём опыте видел/ощутил. Подвох запросто может быть в несоблюдении геометрии. Еще бывают проблемы соосности: например, будешь ехать в 2 колеи. Переднее справа, заднее — слева. Под разными углами колёса будут друг к другу. Резьба каретки может быть плохой и так далее. То есть во всех аспектах могут быть косяки.

 

В Corto говорили, что у одного известного европейского бренда замерили кантрийную раму на стенде Евробайка. Перья оказались короче заявленных на 1,5 см. Замечал ли ты сам косяки такого рода?

У сторонних производителей не замерял. Но такие косяки могут быть. На первых стадиях производства рамы их легко исправить. Т.е когда рама сварена целиком (она уже далеко не идеальна и может иметь отклонения), её нужно термообработать (процесс Т4), после которого она становится «мягкой». После процесса Т4 рама попадает на «массажный стол», там проверяется и, если надо, подгоняется под все параметры. После проверки рама отправляется на финальную термообработку (процесс Т6). То есть даже 2 рамы одной модели из одной партии могут отличаться. Это в порядке вещей. И вот тут, насколько рама будет соответствовать геометрии, зависит от мастерства рабочих и тщательности контроля качества. К примеру, допуск на отклонение базы рамы — +-5 мм. И если база «убежала», то рама списывается либо в брак, либо снова посылается на повторную термообработку Т4 для размягчения и круг повторяется.

 

А есть ли помимо контроля качества какие-то этапы, которые производители не хотят контролировать, в целях экономии? Я был на испанской сборке. Рамы красили и вокруг них постепенно на глазах собирали велосипеды. Видел, как каждую раму осматривал спец. сотрудник на предмет покраски и наклеек. Наверняка для некоторых брендов, желающих сэкономить, можно выкинуть этот этап? Знаешь ли другие подобные моменты, которыми кто-то может жертвовать, но велосипед будет нормально ездить? Можно ли какой-то такой этап выкинуть, и потребитель этого не заметит?

Так-то все этапы важны. Но, допускаю, что какие-нибудь производители могут пропустить для ускорения производства, контроль качества какого-нибудь этапа. Та же проверка геометрии —около 15 минут занимает на раму, может, больше, чтобы зарядить в стенд, сверить параметры, резьбы, посадочные отверстия и т.д. Наверное, можно экономить на качестве самой краски. Про стикеры ты уже сказал.

 

Есть подозрение, что один европейский бренд может закупать компоненты с повышенным риском брака для удешевления товара в сборе. Существует ли рынок «восстановленных» компонентов, труб, чего-то такого рода?

Хороший вопрос, я понял, о ком ты. Кажется YT. Я даже не мог себе такого представить, мы таким не занимаемся, само собой. Для меня это открытие своеобразное. Даже не думал в таком направлении.

Исключать такой момент нельзя. Брак у всех бывает, хоть что ты делай. Особенно при гигантских объёмах, как у Sram, Shimano, RockShox. Если какие-нибудь «ушлые» менеджеры смогли пробить такую тему... всё может быть. Но сами мы таким не занимаемся.

 

Плавно перейдём на тему компонентов. Ты сам какое-то время назад ими занимался. Можешь ли сказать, какие косяки возможны при выборе компонентов. Есть велосипед за 20 000 рублей. Где косячат продавцы бюджетных велосипедов на рынке, на твой взгляд? Большинство потребителей ориентируется на вилку или задний переключатель. Поэтому производители ставят задний переключатель более высокого класса, чем передний.

Не сказать, что я особо ориентируюсь в рынке бюджетных велосипедов. Есть такое, это принято в МТВ. Это психология покупателя. Есть резон ставить ключевые компоненты выше уровнем.

 

Так вот, о бюджетных велосипедах. Очевидно, на втулках и каретках, чём-то ещё будут экономить. И ты, наверняка, видел возможности для экономии, начиная с какой-то цены штырь и седло станут такими, что удобнее их будет менять только парой или ты их не поменяешь уже. Или же вынос и вилка старого стандарта станут не востребованы. Знаешь ли примеры, когда ставишь цену ниже и компонент получается другой по качеству и лучше бы порог преодолеть?

Опять же, я не особо в рынке бюджетных великов, но знаю пару примеров. К примеру «палки» (руль, вынос, подседел). Они могут быть стальными, но выглядеть точно так же, как алюминиевые. Это удешевит велосипед и сильно прибавит в весе. И определить материал можно лишь магнитом. Но эта проходка актуальна до определенного ценника велосипеда. Дальше, просто могут не понять экономию.

 

Забавно, можно с магнитом идти в магазин и проверять. А что-то ещё такого рода?

Спицы, ниппеля использовать не из нержавеющей стали, а проще. На копеечку, но дешевле. Цепи, обода ноунейм производителей. Но это больше актуально для больших объемов производства.

 

Какие у тебя приоритеты в подходе к выбору геометрии? Как решаешь, что за рама должна быть? Ты же не катаешься на всех рамах?

Вообще, катаюсь. Кроме детских, разве что.

Блог компании Corto: Интервью с инженером-конструктором Антоном Чиковым

 

Вот поступил заказ, какая цепочка действий?

Давай разберём на примере конкретной, топовой алюминиевой рамы 11-ой серии. Определиться с:
1) размерами колес;
2) материалом рамы;
3) технологиями используемыми в раме;
4) стандартами, которые мы хотели бы видеть на раме;
5) необходимыми ростовками;
6) примерным ценником;

Далее происходит более тонкая работа. Общение со спортсменами «Format-Udmurtia». Сбор их мнений о геометрии, какие бы конструктивные особенности хотели бы видеть, либо какие компоненты необходимо ставить (ширина и загиб руля, угол/длина выноса, размер звезд и т.д).

Дальше, отталкиваясь от мнений спортсменов, собственного опыта участия в гонках и своего представления о том, как должен выглядеть идеальный кантрийный гоночный велосипед, выбирается конкретная геометрия. Слава богу, мне дано чувствовать геометрию и понимать, что на что влияет. Наверно, не прошли даром 8 лет катания на бэмике в стрите и большой накат на всевозможных конфигурациях рам и участие во всевозможных соревнований от шоссе, до эндуро.

 

Выбрал геометрию, материалы, дальше?

Определившись со стандартами, гео и т.д начинаем делать скетчи, эскизы, как на бумаге, так и в 3D. Далее, если не так все очевидно на 3D модели, печать на принтере макета рамы или узлов. Затем образец в металле, лабораторные тесты по евростандарту EN 14766 (звучит, почти, как модель нашего велосипеда), проверка покраски и стикеров, проверка собираемости образца, ездовые тесты. Весь круг может повторяться по несколько раз. /p>

 

Сколько идёт процесс от скетча до готовой рамы?

Процесс может тянуться от полугода и больше. К примеру 11-я серия заняла 8 месяцев. Доводка еще около года. Но тут сказывается ограниченность ресурсов. Всего в нашей команде конструкторского бюро, 5 человек. 3 инженера (главный инженер отвечает за подвесы и некоторые модели хардтейлов, инженер на спеки и я) и 2 дизайнера, не побоюсь этого слова, мирового, уровня.

 

А байкеркроссовую раму дизайнеры не рисовали?

Доводили до ума вместе, но изначально это моё вдохновение, как бы это ни звучало.

 

Завершая наше интервью, хочется спросить про одну деталь, которая меня очень удивила. Ты однажды заказывал модель рамы на 3д-принтере. Давно ли так делаете и зачем? Можешь рассказать о стоимости этого удовольствия?

Думаю, в этом большого секрета нет. Любой другой макет похожего объема будет стоить в районе 100 000 рублей. Очень много зависит от места производства. К примеру в США удалось найти даже за 50 000 рублей, но из-за санкций они (UPS) отказались нам пересылать макет. В Перми выбор не такой большой, поэтому и ценник приближался к 120 тысячам. В итоге, нашел в Москве за 80.

Макеты печатаем от раза к разу. Хотя в 70% случаев достаточно 3д-модели. Технологии позволяют представить, как всё будет выглядеть вживую. Но для особенно ответственных моментов, например, для будущей новой карбоновой рамы, мы напечатали макет 1 к 1, чтобы посмотреть и понять, всё ли нас устраивает.

Безусловно, это очень полезно. Так вот, напечатали мы раму и поняли, что нас не устраивает кареточный узел, что сопряжение линий и граней мы себе по-другому представляли, нежели это выглядит вживую. Будем переделывать.

Блог компании Corto: Интервью с инженером-конструктором Антоном Чиковым 
 

Большое спасибо за интервью. Думаю, что ты открыл читателям некоторые детали, которые были им неизвестны, а это дорогого стоит.

Читайте также: Стоит ли покупать китайские карбоновые рамы