Многие опытные велосипедисты и новички иногда даже не в курсе, из чего состоит их любимое средство передвижения. Каждый год велосипедные производители внедряют все новые технологии в производстве своих изделий. Однако основа всегда остается неизменной, включая раму, пару колес, вилку, седло, руль и несколько других компонентов. При выборе велосипеда желательно иметь хотя бы минимальное техническое представление об устройстве, чтобы подобрать именно то, что вам нужно.

Составные части велосипеда
Тормозные ручки – детали для управления тормозной системой байка. Изготавливаются из алюминия, карбона, хроммолибдена. Расположены они с правой и левой стороны руля, соединяются стальными тросами с тормозными рычагами. В большинстве моделей левая отвечает за передний тормоз, правая – за задний. В некоторых моделях тормозная ручка выполняет функцию переключения передач - так называемые «дуалы». Про них на тематических форумах можно прочитать лишь положительные комментарии.

Старайтесь внимательно следить за исправностью ручки переднего тормоза, иначе на большой скорости есть риск перевернутся вместе с велосипедом. Желательно тормозить обеими ручками одновременно, чтобы байк не потерял своей устойчивости.
О горном велосипеде: Из чего состоит горный велосипед?

Манетки (грипшифты) – специальный механизм, закрепленный на руле, для удаленного переключения передач. Только в старых шоссейных байках они устраиваются на нижней трубе. Приспособление бывает рычажного или поворотного типа (грифшифт). Первые переключают передачи двумя рычагами. Вторые – управляют передачами с помощью поворота назад-вперед определенного кольца. Левая манетка отвечает за переключение передач в системе, а правая - в кассете. Самые известные производители это манеток – Sram и Shimano.

Грипсы – это прорезиненные ручки для более точного управления рулем. В шоссейных байках функцию грипсов выполняет специальная обмоточная лента рулевого устройства. Для активного велоспорта или туристических поездок подберите анатомические детали, чтобы обезопасить запястья рук от нагрузок.

Вынос руля – соединительный элемент между рулем и рамой. В большинстве моделей его можно регулировать по высоте, чтобы сделать руль выше. На разных моделях устанавливаются жесткие и регулируемые выносы. Для простых велосипедов такая деталь не нужна.
О горном велосипеде: Из чего состоит горный велосипед?

Руль – ключевой элемент управления велобайком. К нему крепятся большинство важных деталей и аксессуары (звонок, велосипедная фара и прочие). Каждый велосипедист выбирает свою конфигурацию руля по ширине:
• прямой руль с изгибом;
• короткий (540-620 мм);
• изогнутый с подъемом (620-670 мм);
• широкий усиленный для любителей экстрима (660-710 мм);
• изогнутый для шоссейной езды (380-460 мм).
О горном велосипеде: Из чего состоит горный велосипед?

Рулевая колонка выступает соединительным элементом вилки и велосипедной рамы. Состоит из верхней и нижней чашки, запрессованных в рулевом основании. Там же расположены два усиленных конусообразных подшипника.

Вилка крепится к раме, а к ней - переднее колесо и вынос руля. Часто вилки принадлежат к амортизационным, для лучшего преодоления неровностей дороги. Велосипедный руль вставляется в вынос, который крепится на шток вилки, а колесо крепится при помощи эксцентриковой или обычной оси в дропауты (нижние части "штанов" вилки). Для свободного вращения вилки при поворотах руля, внутри стакана монтируется рулевая колонка с верхней и нижней чашками подшипников и колец-фиксаторов. Чашки бывают запрессоваными или же подшипники просто вкладываются в отведённое под них место. Проставочные кольца надеваются на шток вилки, зафиксированный в рулевой колонке.

Колеса собираются на ободах, покрышках, камерах, спицах и втулках. Надежное колесо должно быть легким и одновременно отличаться прочностью. От качества колес напрямую зависит скорость движения велосипеда. На большинстве моделей установлены колеса с камерами. Обод служит основой для покрышки. Обода бывают разных конфигураций: по диаметру и ширине. Самые проверенные по качеству - алюминиевые обода. Они соединены со втулками при помощи металлических спиц, количество которых обычно 12-48 шт. В колесах с диаметром 26 дюймов обычно присутствует 36 или 32 спицы. Для шоссейных велосипедов производители готовят колеса с 4-6 плоскими парами спиц из углепластика или колеса с лопастями вместо спиц. Существуют также дисковые колеса для раздельных гонок и трека. Они самые жесткие и аэродинамичные; однако они затрудняют движение велосипеда при боковых потоках ветра. Из-за этого сплошная конструкция непопулярна в передних колесах: при повороте парусность создает огромное сопротивление. Кроме того, такие колеса очень инертны, ухудшают динамику велосипеда.
О горном велосипеде: Из чего состоит горный велосипед?

Втулка – центральный элемент колеса, отвечает за его вращение. На втулке заднего колеса закреплена кассета со звездами для привода колеса от системы посредством цепи. Передние втулки оборудованы креплением для дискового тормоза или тормозного барабана. Задние, как правило, ассиметричные.

Спицы – соединительный элемент для втулки и обода. Они отвечают за уровень жесткости велосипедного колеса, поэтому большую роль играет прочность. В зависимости от типа байка в колесе бывает разное количество спиц. Самые распространённые варианты – 24-48 спиц. Нужно обратить внимание на качество резьбы спиц.

Без покрышек вряд ли передвижение на велосипеде было бы комфортным. Внутри покрышки размещается камера, накачиваемая до нужного давления. Узкие шины без явного рисунка протектора подойдут для путешествия по твердому асфальтированному покрытию. «Грязевые» покрышки намного шире в диаметре.

Существуют также бескамерные колеса, в которых функцию камеры выполняют покрышки. Каждая камера оборудована клапаном-ниппелем для подачи воздуха. Есть два вида ниппелей – для автомобилей (schrader) и велосипедов (presta). Большую популярность завоевал автомобильный клапан благодаря своей универсальности. Ниппель presta применяется на шоссейных и горных велосипедах благодаря возможности удерживать более высокое давление. 

Передние колеса – рулевые, задние – ведущие. Современным колесам выдвигаются несколько важных требований: быть прочными и легкими, быть стойкими к нагрузкам от неровности пути и сбалансированными в движении. Специалисты рекомендуют покупать высококачественные колеса именитых фирм - вы сэкономите себе нервы и время.
О горном велосипеде: Из чего состоит горный велосипед?

Тормоза нужны для плавной остановки байка с помощью замедления движения колес. Бывают передние и задние. Существует классификация тормозов, в ней представлены механические и гидравлические, дисковые и ободные.

Седло крепится к велосипеду с помощью подседельного штыря. Каждый велосипедист подбирает седло под себя с учетом посадки. Они изготавливаются для женщин и мужчин с разными показателями ширины, степенью мягкости обшивки и прочими параметрами.

Подседельный штырь нужен для крепления седла к раме. Хозяин байка может регулировать его высоту под свой рост. В некоторых дисциплинах используются регулируемые подседельные штыри. Их высота регулируется на ходу с помощью расположенной на руле манетки.
О горном велосипеде: Из чего состоит горный велосипед?

Задний амортизатор контролирует задний треугольник рамы для смягчения езды по неровной поверхности. Деталь закреплена между передним и задним треугольниками рамы. Велосипед может быть оборудован разными по конструкции амортизаторами - воздушным или пружинным.

Кассета представляет собой задние звезды велосипедного привода. По сути, это набор из нескольких разнодиаметральных звезд (6-12 шт.) с разным количеством зубцов. Предназначение детали – минимизация или увеличение передаточного числа между системой и задним колесом.

Шатуны со звездами. Система содержит максимум три звезды разного диаметра. Каждый шатун крепится к раме кареткой, вкрученной или впрессованной в отверстие в раме. Именно на шатуны крепится ведущая звезда или несколько звезд. Каждая из них имеет разное количество зубцов. Самая большая по размеру - около 44-52 штук. Выливаются из металла либо алюминия. Шатуны бывает разной длины (от 165 до 180 мм).

Педали могут присутствовать не в каждой комплектации. Часто велосипедисту нужно подобрать необходимый тип педалей, ведь они бывают контактные и с платформами. Для первых нужна специальная велообувь. Те, что с платформами (иначе - топталки) для начальных велосипедов, экстремальные – для спортивного велосипеда, мини-педали и педали с ремешками. Опоры для ног выпускают из алюминия, пластика или стальных сплавов.
О горном велосипеде: Из чего состоит горный велосипед?

Цепь предназначена для передачи тягового усилия от шатунов со звездами к кассете. Она требует тщательного ухода (очищения и смазки).

Переключатели скоростей – это механизмы, служащие для переброса цепи с большего диаметра звезд на меньший, либо наоборот.

Тормозной диск – элемент дискового тормоза, замедляющий байк при торможении.

Рама – ключевой узел, несущая конструкция, связывающая все детали байка в единое целое. Различаются по материалу (стальные, алюминиевые, карбоновые или титановые). Тип конструкции определяет назначение велосипеда, а качество рамы в ответе за долговечность этого двухколесного транспортного средства. Велосипедная рама сварена из таких ключевых деталей: верхняя и нижняя передние трубы закрытого профиля и открытая передняя труба изогнутого профиля, труба под седлом, нижние и верхние перья.
О горном велосипеде: Из чего состоит горный велосипед?

Велосипедные рамы бывают с разной геометрией и приспособлены для разных полов: женщин и мужчин. На женских рамах часто изогнута верхняя труба. Современный ассортимент представлен множеством вариантом рам для разных типов велосипедов. Каждый класс рамы выделяется своими особенностями:
- для городских – жесткие, с прочными трубами, более прочные в частой эксплуатации;
- для горной езды – устойчивые к нагрузкам, мобильные, с подвеской;
- для езды по шоссе – облегченные;
- для выполнения трюков (BMX) – с 20-дюймовыми колесами, прочные.

Раму подбирают по ростовке – она отличается для городских/туристических и спортивных рам.

Подвеска – специальный механизм для эффективной обработки препятствий велосипедом.

О горном велосипеде: Из чего состоит горный велосипед?

Световозвращатели или фонари обязательные для установки во многих странах мира при передвижении в темное время суток. Обычно велосипедисты покупают белый фонарь (или световозвращатель) спереди, красный - сзади; красные, оранжевые или желтые - на колесах и педалях.

О складных конструкциях
Если вы часто путешествуете в разных районах мегаполиса или любите велопутешествия за границей, приобретайте складные конструкции. Полноразмерный велосипед не имеет складного механизма. Складной байк адаптирован к перевозке в метро, электричке, автобусе и багажнике авто. Рама складывается надвое по одному стыку. В то же время такие конструкции имеют более низкие ходовые возможности.

Материал рамы
На эксплуатационные свойства байка напрямую влияет материал рамы. Самые распространённые:
• сталь – для сити-байков. Обладает хорошей устойчивостью к механическим ударам. Минус материала – тяжелый вес и плохая амортизация рамы;
• алюминий – более легкий материал. Минус – высокая цена, средний вес;
• карбон – самый дорогой материал из углеродных волокон. Карбоновыми рамами снабжены брендовые модели шоссейных, спортивных и горных байков. Характеризуется легкостью, прочностью и ударостойкостью. Минус - меньший срок службы, чем у стали.
О горном велосипеде: Из чего состоит горный велосипед?

Итак, мы убедились в том, что велосипед – довольно сложный механизм, который состоит из множества узлов. Для хорошей эксплуатации важно поддерживать исправность каждого. Зная устройство велосипеда, можно быстрее выявить поломку и приступить к ремонту запчастей.

Устройство велосипеда не такое уж сложное, каким может показаться на первый взгляд. Однако, частыми гостями на нашем рынке стали китайские производители. Разобраться в их устройстве поможет наша статья: Стоит ли покупать дешёвый китайский велосипед


Посмотрите список лучших полезных статей по вело-тематике