Современные технологии подарили нам множество вариации того, что мы привыкли называть велосипедом. И теперь это история не просто о двух колесах и педалях, а целый мир гоночного и экстремального велоспорта, транспорта и развлечений. Велосипеды делятся по направлениям и это сильно сказывается на их строении, универсальных моделей не бывает. В этой статье мы рассмотрим отличия туристического и горного велосипеда, а также основные требования к велосипедам для дальних странствий.


Материал рамы
В велотуризме материал рамы имеет большое значение. Определяющим здесь являются свойства того или иного металла. Большинство рам для горных велосипедов изготавливаются из алюминиевых сплавов и благодаря этому они легкие, жесткие и доступные в цене. К недостаткам можно отнести способность алюминия накапливать усталость и внезапно ломаться. Для дальней дороги такие свойства, конечно, крайне невыгодны. Кроме того, алюминиевые рамы очень жесткие и хорошо передают энергию педалирования, но в велотуризме жесткость скорее минус, чем плюс. Жесткие рамы очень чувствительны к малейшим неровностям и практически не гасят вибрации, передавая их в тело велосипедиста. На пути велопутешественика дороги не всегда отличаются высоким качеством, а значит постоянная тряска утомляет и снижает комфорт поездки.

Именно поэтому для велопутешествий более предпочтительны хромомолибденовые или титановые рамы. Титан безупречен во всех отношениях, но стоит очень дорого. Что же касается хромомолибдена, то он более распространен и доступен. Популярен этот металл благодаря следующим свойствам:

- надежность. Сталь имеет очень большой запас прочности и даже в случае поломки еще некоторое время на такой раме можно ехать.
- накат. Стальной велосипед едет дольше при меньших усилиях.
- мягкость. Сталь прекрасно гасит дорожные вибрации. В сочетании с правильными рулями, о которых мы поговорим ниже, такие рамы обеспечивают максимальный комфорт ездока.

Безусловно, все вышесказанное не означает, что на алюминиевой раме нельзя проехать тысячи километров. Все дело заключается только в вероятности поломки и комфорте, уровень которого, впрочем, каждый устанавливает самостоятельно.
Блог им. JustUnicorn: ыфвыаы

Посадка и геометрия
Если сравнить типичную геометрию рам горных и туристических велосипедов, то можно обнаружить ключевые отличия. Посадка у горного велосипеда спортивная и вытянутая, изначально предназначенная для большей управляемости и маневренности. Она равномерно распределяет вес велосипедиста между передним и задним колесом, учитывает возможный наклон при езде с гор. Посадка туристического велосипеда более прямая и рассчитана на долгое пребывание в седле. Она призвана минимизировать напряжение в спине, шее и плечах во время монотонных километров асфальта.

Перевозка груза
Для горного велосипеда перевозка груза - не основная задача. Амортизационная вилка исключает возможность установки переднего багажника. Крепления для заднего багажника чаще всего присутствуют, но это также необязательная опция. Туристический велосипед заточен под перевозку большого количества груза, поэтому обязательно имеет крепления под задний и передний багажник. В дальних путешествиях передний багажник просто необходим для увеличения грузоперевозимости и равномерного распределения веса. Также на раме туринга имеется несколько креплений под флягодержатели.
Блог им. JustUnicorn: ыфвыаы

Колёса
Вот уже который год не утихают споры о том, колеса какого размера лучше для горного велосипеда - 26 или 29 дюймов. Несмотря на это, 26-е по-прежнему остаются самыми распространенными. В среде велотуризма такие споры тоже есть, но проходят уже между 26-ми и 28-ми колесами. Традиционно колеса на 28 дюймов являются атрибутом дорожных велосипедов. Считается, что такой диаметр в сочетании с тонкими покрышками дает лучшую скорость на асфальте. В идеальных условиях с этим спорить, безусловно, бесполезно. Однако, если принять во внимание несколько важных факторов, то становится понятным, почему некоторые велотуристы предпочитают диаметр колес горных велосипедов. Причины следующие:

- 26 покрышки и обода можно приобрести практически везде и выбор всегда будет большим.
- иногда требуется провезти велосипед в самолете, поезде или автобусе. Достигнуть максимальной компактности и вписаться в габариты как раз помогают колеса меньшего размера.

Колесная база у двух типов велосипедов тоже разная, что сильно сказывается на езде. У туринга колеса расположены шире друг от друга, что обеспечивает устойчивость велосипеда с багажом даже на высокой скорости. У МТБ наоборот колеса расположены ближе, чтобы повысить маневренность и управляемость на сложных участках. Но в связи с этим устойчивость с багажом гораздо ниже.
Блог им. JustUnicorn: ыфвыаы

Вилка
Обязательным атрибутом горного велосипеда является амортизационная вилка. Она нужна, чтобы поглощать неровности дороги на пересеченной местности и уменьшать вибрацию, передаваемую в руки. Но на туристические велосипеды устанавливается исключительно жесткая вилка, или, как ее называют по другому, ригид. Этому есть несколько важных обоснований:

- амортизационная вилка - это значительные вес, который в путешествии просто не нужен;
- путешествия проходят преимущественно по асфальту, где амортизация не нужна. А если случается бездорожье, то на помощь приходит материал рамы;
- нельзя установить передний багажник;
- амортизация съедает полезную энергию велосипедиста, даже если вилка заблокирована;

Жесткая вилка исключает все озвученные сложности и, кроме того, не требует вообще никакого обслуживания.

Руль
Скорость и препятствия требуют усиленного контроля, поэтому геометрия руля у горных велосипедов не очень разнообразная. В основном это прямые или немного изогнутые рули, разной ширины и высоты подъема. В велотуризме же каждодневная многочасовая езда - настоящее испытание для рук. Поэтому на туристические велосипеды устанавливаются изогнутые рули типа ласточка, баран или руль-бабочка. Это позволяет разнообразить хваты и снизить нагрузку на кисти рук. Отличия также можно усмотреть даже в грипсах. У туринга они широкие и эргономичные, для горных велосипедов такие не используются.

Учитывая все вышеперечисленное, можно с уверенностью заключить, что рассматриваемые велосипедные направления имеют свои особенности, под которые разработаны те или иные решения. Здесь также действует принцип мух и котлет, поэтому к выбору велосипеда всегда нужно подходить осмысленно.
Блог им. JustUnicorn: ыфвыаы 

Читайте также: Выбор городского велосипеда. 5 моментов, на которые стоит обратить внимание

Как выбрать туристический велосипед

Как выбрать шоссейный велосипед

Как выбрать BMX

Как выбрать беговел

Как выбрать складной велосипед

Как выбрать детский велосипед

Как выбрать горный велосипед. 5 моментов, на которые стоит обратить внимание