В велосипеде есть множество деталей, с каждой из которых можно работать определенным и специально предназначенным для этого инструментом. Как профессиональному велосипедисту, так и новичку будет не лишним узнать, какие инструменты желательно иметь всегда под рукой, а что можно отложить в гараж для работ стационарного плана.

Конечно, если вы не планируете заниматься своим велосипедом самостоятельно, то и знания о нужных инструментах будут ненужными. Но если вы любите технику и хотите знать, как она устроена, чтобы в случае чего, её можно было починить, то ознакомиться с обычным перечнем применяемых инструментов и приобрести их вам будет просто необходимо. 

Как правило, небольшой набор инструментов возят с собой те велосипедисты, которые ездят на далекие дистанции и не желают остаться в чистом поле с поломкой в десятках километрах от ближайшего населенного пункта. Если же ездить по городу, то инструменты можно и вовсе не брать.

Велосипедные инструменты «на каждый день»

Итак, перечень необходимого инструмента велосипедиста «на каждый день»:

  • Набор внутренних шестигранников. Он занимает мало места, так как довольно компактен, удобно упакован и является универсальным средством для работы с огромным количеством деталей современного велосипеда. Настройка руля, тормозных ручек, тросов и переключателей скоростей — всё это осуществляется именно шестигранниками разного размера;

  • Отвертка с различными насадками. Занимает заслуженное второе место в списке необходимых инструментов. Служит для регулировки большого количества элементов байка, начиная от креплений и заканчивая деталями подвески. Можно купить маленькую отвертку со съемными насадками — она будет легкой и практически не займет места;
  • Латки. Предмет универсальный и очень важный. С помощью латок можно заклеить практически любой прокол шины. Современные наборы с латками продаются уже вместе с клеем, поэтому ремонт колеса ими можно будет выполнить очень легко в течении пары минут. К латкам в пакет можно положить маленький кусочек наждачной бумаги — он позволит создать нужную поверхность для качественного склеивания;

  • Монтировка. Инструмент не обязательный, но желательный, так как позволяет удобно снимать камеру с колеса. Для облегчения веса можно приобрести пластиковую монтировку. Если вы думаете, что поддевать покрышки можно отверткой, то это ошибочные мысли — так делать не рекомендуется;

  • Разводной ключ. Инструмент, который тоже можно брать с собой по желанию. Бывают маленькие разводные ключи. Такой универсальный инструмент позволит заменить собой набор рожковых ключей, который тяжел и довольно габаритный.

Также можно отметить магазинные, уже готовые наборы по ремонту велосипедов. Они компактно упакованы и, как правило, содержат всё необходимое для простого полевого ремонта. Можно купить такой набор и всегда брать с собой на вылазки и в походы.
Наборы шестигранников желательно брать подороже, более качественные, чтобы при работе их грани не повреждались. Миниатюрные наборы тоже брать не следует — нужно отдавать предпочтение шестигранникам с длинными ручками, ведь они намного удобнее в работе с труднодоступными болтами. Подойдет для велосипедиста и автомобильный набор шестигранников.

Велосипедные инструменты для гаража или мастерской

Помимо вышеперечисленных инструментов в вашей мастерской должны быть и более специализированные и габаритные вещи. К ним можно отнести следующие инструменты:

  • Шлицевой ключ. Это специализированный инструмент, который требуется для снятия и установки каретки. Каретки бывают разных видов, поэтому приобрести один универсальный, с разными насадками шлицевой ключ или же их набор, нужно обязательно. Как правило, покупают именно набор ключей для работы с каретками;
  • Набор рожковых ключей. Вещи универсальные и широко применяемые в ремонте самого разного плана. Иногда можно обойтись даже без шлицевого ключа, подобрав подходящий рожковый (как правило, берут рожковый на 36);
  • Специальный ключ для разборки и регулировки колесных втулок. Выглядит как рожковый ключ, но имеет меньшую толщину. Достаточно распространенный инструмент, позволяющий эффективно работать со втулками, не тратя на это много времени;
  • Съемник для шатунов. Как правило, является универсальным и подходит практически ко всем велосипедам. Поскольку шатун не только крепиться на обычном винтовом болте, но и сидит на валу каретки довольно плотно, без съемника извлечь его будет проблематично. Молоток и деревянные подставки мы не рассматриваем, так как это может привести к плачевным результатам;Обычные кусачки или плоскогубцы. Пригодятся при работе с тормозными тросами и являются универсальным многоцелевым инструментом;
  • Выжимка для цепи. Важный инструмент, который нужен для снятия и замены цепи у велосипеда. Но если вы будете работать с разъемной цепью, то специальную выжимку можно не покупать;
  • Стойка для ремонта. Специальная стойка для ремонта велосипедов — вещь крепкая, надежная и очень удобная, так как позволяет подобрать к транспортному средству со всех сторон и зафиксировать его в нужном положении без дополнительных ухищрений.

Рекомендации по ремонту велосипеда

  • Необходимые инструменты можно приобрести практически в любом велосипедном магазине. А то, чего не найти в таких магазинах, можно купить на авторынке или в хозяйственном отделе любого супермаркета. Тут суть в другом — вы должны знать и понимать, как применять купленные инструменты. Если использовать инструменты не по назначению и применять неправильно, то можно не только повредить механизмы и узлы велосипеда, но и причинить вред своему здоровью;
  • Так, практически все гайки и крепежные болты выполнены под шестигранники. Если поставить ключ на них неправильно, то при попытке откручивания можно слизать его грани и он станет непригодным. И даже хуже — можно слизать грани у болтов и гаек, после чего их придется только высверливать. Болты придётся менять, а они даже дома не всегда есть в наличии. Только после того, как вы поберете именно тот ключ, который оптимально подходит по размеру для отверстия, нужно вставлять его и начинать прилагать усилие на кручение. Можно посоветовать очищать все отверстия гаек и болтов от грязи перед кручением, а также поливать универсальной WD-40, которая позволяет ржавчине и грязи скиснуть и отслоиться;
  • Болты и гайки нельзя закручивать слишком туго, так как можно сорвать резьбу. Довольно часто можно при закручивании повредить сам шестигранник, что приведет к невозможности его извлечения из гайки или болта. Поэтому нежелательно прикладывать чрезмерную силу при осуществлении этой операции;
  • Для того, чтобы болты или гайки самостоятельно не откручивались (довольно частое явление) их следует садить на герметик или фиксатор резьбы. Как вариант — можно покупать вместо них самоконтрящиеся гайки, которые сами уже никуда не открутятся;
  • Если при попытке откручивания болта ничего не выходит, на ключ можно одеть длинную металлическую трубку. Таким образом вы создадите удлиненный рычаг и сможете приложить более полное усилие к откручиваемому элементу. Но если переусердствовать, то можно обломать шестигранник или даже сам болт, да так, что придется высверливать;
  • При ремонте нужно использовать специальную консистентную смазку. Если специальной смазки нет, можно смазывать детали мылом или пластичной смазкой, которую можно найти практически в любом автомобильном магазине. Специальная смазка для резьбовых соединений продаётся там же — не нужно на этом экономить, тем более, что её требуется не так уж и много;
  • При работе крестовой отверткой нужно соблюдать те же правила, что и при работе шестигранниками — вставлять её нужно четко по шлицам и направлять ровно по своей оси, без отклонений. В противном случае головка винта будет повреждена и открутить его будет проблематично (опять придется брать дрель и высверливать).

Напоследок можно сказать, что пользоваться изношенными инструментами при ремонте велосипеда неразумно. Это не только существенно усложнит вам процесс ремонта, но и иногда будет ставить его в тупик. Не только велосипед должен быть всегда в исправном состоянии, но и инструмент, которым вы его ремонтируете. Помните, что качественный инструмент всё равно стоит дешевле вашего велосипеда, поэтому не экономьте и покупайте действительно хорошие вещи.