Вилки эндуро рождены для преодоления ухабистых спусков, но и на подъемах такая вилка не должна превращаться в якорь. Мы проверили, как модели 2015 года совмещают несовместимое. Байки для эндуро заслуженно считаются олицетворением всего того, чем так славен горный велосипед. Ведь, быть эндуро-райдером означает любить и жесткий каменистый даунхилл, и виляющие тропинки, и даже выматывающие подъемы. И байк должен быть верным помощником во всех этих затеях. 

Отсюда и высочайшие требования ко всем комплектующим. При этом именно вилка берет первый удар на себя – а значит, никаких компромиссов в отношении ее работы быть не может. 
Так какой же должна быть вилка? Ход 160 мм, высокая прочность при минимальном весе, множество настроек демпфирования – вот он рецепт идеальной эндуро-вилки.

Теория и практика: семь вилок

Чтобы определить, кто же из производителей эндуро-вилок в этом году лучше справился со свой задачей, мы провели большие испытания семи моделей в ценовом диапазоне от 649 до 1099 евро (цены на момент начала испытаний, без учета сезонных скидок). От лица Formula выступала вилка Thirtyfive (989 евро), Fox был представлен свежей моделью 36 (1099 евро). Возвращение Manitou в сегмент эндуро мы отпраздновали включением в список вилки Mattoc для экономных (650 евро). Новинкой от Marzocchi 2015 года стала 350 NCR (959 евро). Rock Shox Pike (916 евро) пришлось защищать звание лучшей эндуро-вилки от дышащих в спину претендентов. А их полку прибыло. В схватку включились сравнительно недорогие экземпляры от дальневосточных производителей SR Suntour и X-Fusion – Auron за 649 и Sweep за 699 евро соответственно.

Все семь вилок комплектуются 15-миллиметровыми сквозными осями (Fox в качестве опции предлагает ось диаметром 20 мм). Однако разницу между моделями можно было почувствовать уже при установке колес. Тогда как на Rock Shox, Formula, Marzocchi и X-Fusion колеса монтируются интуитивно понятным быстросъемным креплением, с SR Suntour пришлось повозиться, а с Fox вообще удалось договориться только при помощи шестигранника.

Многие эндуристы не представляют себе правильную вилку, иначе как со стальной пружиной. Тем не менее, и воздушные пружины в этом сегменте вполне уместны. Все подопытные вилки были на воздушных пружинах, благодаря чему вес большинства из них не выходил за психологически важную границу в два килограмма. Тридцатьпятка от Formula вообще прожала весы лишь на 1804 грамма – результат, скорее ожидаемый от вилок олмаунтин, чем от экземпляров сегмента эндуро. Rock Shox и X-Fusion тоже уложились в легковесные рамки 1900 г. Вплотную к двушечке подобрались изделия Fox, Manitou и SR Suntour. Хуже всех с фигурой в наших испытаниях дела обстояли у Marzocchi 350 с ее жирными 2083 граммами.

А, собственно, почему мы придаем такое значение весу? Да просто, чем легче байк, тем радостнее жизнь на подъемах. Взбираться по склону также гораздо приятнее с включенной блокировкой вилки или с платформой. У вилок Formula, Manitou, Marzocchi и Rock Shox таковые имелись. Причем при блокировке вилки Formula ее ход полностью отключается. У вилок Manitou, Marzocchi и Rock Shox предусмотрена тонкая регулировка низкоскоростной компрессии, а у остальных испытуемых регулируется как медленное, так и быстрое срабатывание демпфера.

В чем же разница между демпфированием низко- и высокоскоростного сжатия вилки? Настраивая низкоскоростное срабатывание, райдер регулирует реакцию вилки на нагрузки с медленной динамикой. Такие, например, характерны для педалирования стоя враскачку («танцовщицей») или для преодоления виражей на склонах, когда периоды сжатия вилки достаточно велики. Низкоскоростное демпфирование у многих райдеров ассоциируется с платформами. Регулировка платформы заметно отражается на ходе. А вот высокоскоростное срабатывание вилки настроить куда сложнее, поскольку оно вступает в действие только при очень резких и при этом сильных ударах. Поэтому нет никаких общих волшебных правил идеальной настройки демпфирования быстрого сжатия. Она достигается долгим путем проб и ошибок, и идеальную регулировку встретишь разве что у умудренных опытом профи. Для простых смертных, чем проще настройки, тем лучше.

Большое (иногда излишне) значение придается настройке отскока. Конечно, это тоже крайне важно, поскольку это фактически скорость реакции вилки. Установите слишком медленный отскок – вилка будет ленивой. Слишком быстрый – и вилка будет скакать быстрее, чем надо. Обе эти крайности в работе вилки могут порядком потрепать нервы при катании, так что лучше их избегать.

КРИС ПАУЛЬС, редактор: «Неизменно высокий уровень современных эндуро-вилок не перестает меня поражать. Разницу приходится искать в мельчайших нюансах»

ДЭННИС РАЙН, испытатель: «Я даунхильщик и привык использовать вилку на всю катушку. Новая Fox 36 порадовала сочетанием отличной динамики и постоянства компрессии»

На крутых альпийских трассах

Лачес (Южный Тироль, Италия) – вот здесь на каменистых склонах Альп мы организовали вилкам жесткие полевые испытания, чтобы узнать, кто во что горазд. В первую очередь в этих условиях была важна курсовая устойчивость, и почти все вилки неплохо справились с этой задачей. Прежде всего, особенно жесткая SR Suntour. А вот вилка от X-Fusion была не слишком рада такому грубому с собой обращению. И эти впечатления полностью подтвердились лабораторными испытаниями (подробнее о них читайте далее). Однако особенно большими были различия в характеристиках демпфирования. Здесь отличились Fox, Rock Shox, и также Formula, в целом оправдав свою более высокую цену в сравнении с Manitou, SR Suntour и X-Fusion. Быстрее остальных из строя вышла вилка X-Fusion.

Первое место по сумме баллов заняла Rock Shox Pike, превосходно показавшая себя в работе в жестких условиях, неприхотливая в обслуживании и не слишком тяжелая – Победитель! Также отлично справилась новенькая Fox 36. Эта пара доказала свою надежность, продолжив верно служить, когда многие конкуренты уже выбыли из испытаний. Любителям поучаствовать в гонках на заметку. В категории «Суперцена» дружелюбные цифры вывели в лидеры Manitou.

ЖЕСТКОСТЬ В ЦИФРАХ

В лаборатории все вилки прошли испытание на жесткость. Результаты на диаграмме показывают, какие нагрузки каждая из них способна выдержать при торможении и рулении.

ГЛОССАРИЙ

Компрессией называется демпфирование сжатия вилки. Многие производители вилок предусматривают возможность настройки компрессии. Компрессию можно отключить полностью или частично, но в этом случае вилка станет менее отзывчивой.

Регуляторы демпфирования низко- и высокоскоростного сжатия позволяют точно настраивать эту функцию. Низкоскоростная регулировка (т.н. «платформа») отвечает за срабатывание вилки при медленном сжатии, а высокоскоростная – при быстрых ударах. Подробнее читайте в тексте статьи.

Отскоком производители называют отбой вилки – т.е. скорость ее срабатывания. Красная ручка регулятора отскока находится на нижнем конце одной из ног вилки.

«Локаутом» или блокировкой называют блокировку срабатывания вилки. Все вилки комплектуются предохранительными клапанами, которые открываются при особенно сильных ударах.

Дистанционное управление блокировкой вилки – система с переключателем на руле, позволяющая включать и выключать блокировку срабатывания вилки.

ВИЛКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Завлаб Хайдер Кналь определяет характеристики вилки Rock Shox Pike на испытательном стенде

Для того, чтобы результаты наших всесторонних испытаний амортизационных вилок звучали по-настоящему убедительно, важно было создать правильные условия как в лаборатории, так и на выезде. Все замеры проводились в нашей собственной лаборатории, которая специально разработала и построила испытательный стенд для измерения разных показателей жесткости вилок. Величина боковой жесткости говорит о том, какую боковую нагрузку может выдержать вилка. Крутильная (торсионная) жесткость характеризует сопротивление вилки вращательным нагрузкам в процессе катания. И, наконец, тормозная жесткость – это способность вилки выдерживать, например, изгибающие нагрузки при мощном торможении.

Для определения каждой из трех характеристик жесткости к закрепленной за шток вилке прикладывали нагрузку заданной величины, а величину деформации вилки регистрировали специальными датчиками. Результаты в пересчете на ньютон-метры на градус (Н·м/°) см. в боковой вкладке на предыдущей странице.

Затем вилки подвергали испытаниям на амортизационные характеристики (см. фото выше). При помощи этого стенда специалисты лаборатории строили диаграммы демпфирования нагрузки для всей длины хода вилок. Такие диаграммы для каждой вилки приведены далее на страничках с отчетами, а на следующей странице можно прочитать подробное разъяснение. Кроме того, в лабораторных условиях определялся вес вилок и проверялись прочие заявленные производителями характеристики.

Слева: Выездные испытания. Райдеры-испытатели оценивают работу вилок и записывают впечатления.
Справа: Испытателям приходится быть мастерами на все руки.

Но, конечно, от практики никуда не уйдешь. Для выездных «полевых» испытаний вилок райдерам-испытателям были вручены три одинаковых эндуро-байка Scott. Вот с ними-то опытные райдеры и отправились на недружелюбные трассы Южного Тироля, чтобы прощупать технические пределы семи прихваченных с собой вилок. Мы специально подобрали такие маршруты, чтобы все было по-взрослому: крутые скалистые трейлы, скоростные участки, обрывы, глыбы и колдобины, лихие зигзаги и повороты – словом все то, что и предполагает Эндуро в жестком смысле этого слова.

Разумеется, в этих замечательных условиях у райдеров была масса возможностей испытать все настройки вилок и пощелкать быстросъемными осями. Все по десятку раз откручивалось, закручивалось, испытывалось, записывалось и обсуждалось, и только потом выливалось в утвержденные результаты выездных испытаний. Последние объединялись с лабораторными данными, так что в итоговой драгоценной зачетке каждой вилки значились по 20 цифр. Вклад веса, динамики хода, жесткости и эксплуатационных характеристик в общую оценку составил по 15%. Доли оценивавшихся на практике «чувствительности» и поведения «в жестких условиях» – по 20%.

ПОДРОБНЕЕ О ХАРАКТЕРИСТИКАХ

Если подходить к вопросу со всей серьезностью и объективностью, без испытательного стенда не обойтись. Поэтому мы передали все вилки в лабораторию «Райдера» (см. фото на предыдущей страничке). Там их сжимали пневмоцилиндром, а нагрузку фиксировали дианамометром, отслеживая длину хода. В результате получили диаграмму (см. ниже). По вертикали обозначена нагрузка (Н), а по горизонтали – ход вилки (мм). Профили кривых отражают динамику демпфирования.

Важно отметить, что в лаборатории замерялась только низкоскоростная компрессия, а обе кривые на диаграмме относятся к вилке Rock Shox Pike. Верхняя характеристика снималась на уменьшенном объеме воздуха (с двумя вставками), а нижняя – без вставок. Подробнее читайте в отчете об испытаниях этой вилки.

Как мы видим, у кривой со вставками при той же нагрузке профиль более крутой. Иначе говоря, в конце хода так называемая прогрессия (нелинейность) демпфирования в этом случае выше. Это позволяет вилке в жестких условиях прожиматься меньше, а райдеру – испытывать меньше пробоев вилки.

Formula Thirtyfive 27,5
Марка Formula завоевала себе имя, прежде всего, цепкими тормозами, но вот уже три года как итальянцы производят и вилки тоже. И справляются? 
На нынешние испытания мы взяли вилку для эндуро и олмаунтин модели Thirtyfive 27,5. Нам и раньше приходилось отмечать ее отзывчивость. И теперь в сравнительных испытаниях итальянка оказалась самой чувствительной. Кроме того, будучи самой легкой из всех, вилка Formula также показала отличную жесткость как в лаборатории, так и на трассе. Вилка уверенно отрабатывала большие кочки, практически не допуская пробоев. Разве что в средней зоне хода Thirtyfive срабатывала излишне быстро. А вот на подъемах вилка давала раскачку, так как ее блокировка рассчитана, по меньшей мере, на асфальт.


Удобно? Компрессия легко блокируется рычажком, но после этого у вилки нет даже остаточного хода. Не очень-то комфортно это на подъемах.

ИТОГО: стабильная, сверхлегкая и очень чувствительная Formula вполне могла бы дать фору Fox и Rock Shox, но всю картину портит локаут.

Fox 36 Float 27,5 160 Fit RC2
Выведя на рынок вилку Pike, марка Rock Shox ощутимо потеснила Fox в сегменте эндуро. В 2015 году Fox наносит ответный удар полностью переработанной моделью 36. Вилка похудела, преодолев планку в 2 кг, и вплотную подошла к легчайшим участникам наших испытаний. И проверка трассой подтвердила заявку: 36-я Fox проявила необычайную стабильность и прожорливость. Слегка уступив по чувствительности вилке от Formula, «лисичка», тем не менее молниеносно отрабатывала все, что попадалось ей на пути. И, чем выше была частота ударов, тем лучше. Собственно, по-настоящему возможности Fox 36 раскрываются именно под полным обстрелом. Короче: вилка отлично работает в высокоскоростном режиме. Досадно: зря не снабдили 36-ю быстросъемной осью.

Быстро? А вот и нет: чтобы вытащить ось спустившего колеса, придется лезть за шестигранником. Удачно: У 36-й модели 20-мм ось можно заменить на 15-мм.

ИТОГО: Вилка Fox 36 задает новый стандарт высокоскоростной работы. Если Вы неистовый гонщик, значит Вы ее обязательно полюбите.

Manitou Mattoc Pro
Марку Manitou прославила легендарная вилка Sherman. Модель Mattoc унаследовала от нее свой яркий дизайн. Кроме того, в этой вилке для эндуро/олмаунтин используется даунхилльный картриджный демпфер с регулируемой защитой от пробоя. Есть также возможность настройки высокоскоростной и низкоскоростной компрессии. Настройки последней легко переключаются на ходу, благодаря чему раскачка на подъемах легко устраняется. На даунхилле Mattoc показала внушительную приемистость и отличную чувствительность – и это при длине хода всего 150 мм (есть модели с ходом от 140 до 170 мм). Впрочем, на крутых спусках американка прожималась слишком резво. Зато диаметр ног всего в 34 мм не стал ее слабым местом с точки зрения жесткости.

Хитро? Ось вилки Manitou вставляется только в одном единственном положении (есть надпись «Up»). Это несколько осложняет обращение с механизмом.

ИТОГО: Приемистая и очень чувствительная Manitou Mattoc при сравнительно малой цене способна на многое. Слегка переигрывает на крутых спусках, прожимаясь слишком быстро и сильно.

Marzocchi 350 NCR
Итальянцы из Marzocchi не преминули нанести на ноги своей 350-й вилки анодированное покрытие красновато-коричневого цвета, который они именуют «Эспрессо». Однако, не красотой единой. В работе вилка показала себя неплохо: хотя 350-я модель весит почти 2100 г, что стало худшим показателем среди наших подопытных, ее жесткости можно позавидовать. И это полностью подтверждают ощущения от катания. Вилка отлично держала курс и тщательно отрабатывала большие и средние ухабы. А вот на мелкие неровности трассы эта итальянка реагировала не так отзывчиво, как, например, ее землячка от Formula. При этом вилка требует аптекарской точности в отношении давления воздуха – иначе прощай, чувствительность. Из плюсов: платформы для эффективного педалирования.

Пультик? Не каждому эндуристу придется по вкусу манетка для локаута. Поэтому на 350-й модели остался также и рычажок на самой вилке.

ИТОГО: Новая 350 NCR отметилась высокой жесткостью и хорошей отработкой колдобин. Однако тяжеловеске явно недостает чувствительности.

Rock Shox Pike RCT 3 
С момента переиздания в 2013 году Pike задавала тон в эндуро. Удалось ли ей защитить титул в 2015 году? – Да! Вилка продумана от короны до оси. Во-первых, малый вес вилки не помешал ей показать убедительную жесткость в лаборатории. Во-вторых, есть в этом мире элегантные и безупречные вещи. И, например, это быстросъемная ось Maxle Lite. В-третьих, трехпозиционный переключатель платформ выручает на подъемах – и всегда можно рассчитывать на остаточный ход! А как обстоят дела с демпфированием? Да гениально! Pike не обходит вниманием ни одну неровность, проглатывает глыбы и вдобавок позволяет регулировать прогрессию конца хода. Катаясь по ухабам мы использовали вставки, благодаря чему вилка отлично держала трассу и не допускала пробоев.

Настройки? Откручиваем колпачок воздушного клапана сверху вилки, открываем камеру и при помощи пластиковых вставок регулируем прогрессию конца хода.

ИТОГО: Pike удалось защитить свой титул от Fox & Co., хотя те и подобрались вплотную. Просто в этой вилке каждый нашел для себя что-то правильное.

SR Suntour Auron RC2
SR Suntour ежегодно производит вилки многомиллионными тиражами, хотя по большей части это дешевый продукт. А вот моделью Auron азиаты замахнулись на топовый сегмент, причем, сумев оставить цену невысокой. И в первом приближении со своей задачей они справились. С массой чуть менее двух кило, тяжеловеска прошла лабораторные испытания с самыми высокими показателями жесткости. Такие же впечатления остались и от катания. Вилка уверенно держала извилистые трассы. Однако при своих 164 мм хода азиатка могла бы быть и почувствительнее. Комфорта ощутимо не хватало. Но! Auron покладисто отрабатывала самые неприветливые каменистые трейлы, надежно предотвращая пробои – так же, как и у Rock Shox Pike, объем воздуха в ее камере регулируется вставками.

Мертвая хватка? Сквозная ось Auron требует нежного к себе отношения. Она намертво закрепилась на вилке и повторно использовать ее было уже невозможно.

ИТОГО: Чуть больше отзывчивости, и Auron станет весьма неплохим выбором для байк-парков и жестких эндуро-развлечений по цене дискаунтера.

X-Fusion Sweep RL2
X-Fusion, как и SR Suntour, принадлежит к числу крупных производителей для массового сегмента вилок и амортизаторов эконом-класса. И, в целом, цена – это основное преимущество Sweep. За 699 евро эндуристу предлагается заманчиво легкая вилка с длиной хода 160 мм. И первые метры трассы также оказались многообещающими. Вилка не отказывала во внимании даже самым маленьким кочкам. Правда, регулятор низкоскоростной компрессии пришлось крутить до упора, так как Sweep слишком сильно проваливалась. Чувствовалось, что вилке не хватает запаса хода. Не на высоте оказалась и жесткость подопытной от X-Fusion, что сказалось при катании по каменистой трассе. Зато платформа хорошо проявила себя на участках спринта.

Подкрутим? У Sweep RL2 есть два удобных колесика для настройки быстрой и медленной компрессии. Жаль, нет быстроподключаемых платформ, как у Rock Shox Pike.

ИТОГО: Вилка Sweep может похвастаться малым весом и высокой отзывчивостью. Однако в отношении жесткости и демпфирования ей явно недостает резервов.
______________________
ПОДВОДЯ ИТОГ: байки эндуро стремительно набирают популярность, а где спрос, там и предложение. Не удивительно, что все больше производителей заявляются со своими новинками в широком ценовом диапазоне. Самая дешевая из испытанных нами вилок стоила 649 евро (SR Suntour), на самой дорогой был ценник в 1100 евро (Fox). По результатам испытаний лучшей вилкой признана Rock Shox Pike стоимостью 916 евро.

Автор текста: Крис Паульс

Исходный текст можно найти здесь.