Вот поэтому мы каждый год и представляем результаты очередного испытания на выносливость байков из гаража редакторов и райдеров-испытателей. 

И всякий раз либо обычная эксплуатация, либо финальные лабораторные испытания выявляют целый букет скоропостижно почивших деталей, неприятных дефектов и даже «эпик фейлов».

При этом, разумеется, речь идет не о собранных в гараже «ашан-байках», а о массово продаваемых брендовых моделях стоимостью порядка 3000 евро (на момент начала испытаний), а то и о еще более дорогостоящих хай-энд экземплярах.

Испытания выявили как обычный износ трансмиссии и распространенные заводские дефекты, так и настораживающие поломки элементов рамы.

Как же так получается? Причин, на самом деле, достаточно много. В некоторых случаях решающую роль играют уход за байком и особенности его эксплуатации. Разумеется, велосипед будет иначе чувствовать себя под 65-килограммовым юрким гонщиком, чем под безбашенным фрирайдером, ломящимся с горы в полной амуниции. Используя байк на всю катушку, конечно, не следует удивляться поломкам.

Помимо всего прочего многие модели конструируются на пределе возможностей с точки зрения снижения веса – ведь, мало кому захочется за такие-то деньжищи заполучить себе тяжелющий паровоз.

В общей сложности отчитавшиеся райдеры откатали на десяти трейл-, АМ- и эндуро-двухподвесах почти 30 тыс. км с вертикальным пробегом порядка 500 тыс. метров.

Итак, в этом тесте: Cannondale Trigger Carbon 2, Canyon Nerve AL 9.0 SL, Cube Stereo 120 HPC Race 29, Focus Sam 2.0, Radon Slide Carbon 160 9.0, Scott Genius LT 710, Trek Fuel EX 9.8, Centurion No Pogo Ultimate 2.27, Rocky Mountain Altitude 770 MSL Rally и Rose Granite Chief 2 Custom.

===============================================================

CANNONDALE TRIGGER CARBON 2
А так ли легок на подъем олмаунтин-байк? В наших испытаниях Trigger накатал рекордные вертикальные метры.


«Крутой всеядный байк – то, что надо для моего стиля и моих условий катания. Разве что напрягает необходимость постоянной перенастройки вилки Lefty.» 
Кристиан Шиль, 36 лет, инженер и райдер-испытатель

Достаточно шустрый, чтобы погоняться всласть по Шварцвальду или Пфальцу. Достаточно устойчивый для настоящего трейлрайдинга в Лачесе, Финале-Лигуре или в Решенпассе (Италия или Австрия, кому как нравится). Накатав на «Триггере» рекордные 80 вертикальных километров, Кристиан так отозвался о достоинствах байка: «Хорошая управляемость, очень чувствительная и приемистая подвеска – этот Cannondale не подведет даже на эндуро-вылазках».
Сердцем Trigger можно по праву назвать двухкамерный задний амортизатор Fox DYAD, обеспечивающий подвеске длину хода 140 мм в режиме Flow и 85 мм в режиме Elevate. Но Кристиан переключал режимы не часто: «Режим Elevate похож на комфортную блокировку, которую имеет смысл включать только на каменистых и сложных трассах». 
А как показала себя жутко непривычная на вид одноногая вилка Lefty? «Левша» обаяла райдера своей знаменитой чувствительностью, несмотря на несколько забегающую вперед прогрессию. Но вот «перенастройку» (Reset) вилки приходилось делать почти после каждого катания. Вообще Reset необходим, когда игольчатый роликоподшипник «мигрирует» и не дает вилке отрабатывать полный ход. «Оно, конечно, пару ручек повернуть, но… раздражает!» — сетует Кристиан. По словам специалистов Cannondale от проблемы излишне частого «ресета» можно было бы избавиться по заводской гарантии при своевременном обращении. 
Других существенных изъянов у этого дорогущего, хотя и довольно средне укомплектованного американского двухподвеса, в ходе испытаний на выносливость замечено не было. Разве что болты навороченной задней подвески приходилось часто подкручивать.
Однако финальный осмотр с разборкой байка в лаборатории Хайдера Кналля пролил свет на некоторые скрытые проблемы. Были выявлены: значительное растяжение цепи KMC, частичный износ звезд системы Sram и небольшая восьмерка на заднем колесе (Mavic Crossroc). Кроме того, левый подшипник каретки Sram-BB30 откровенно барахлил, впрочем, к сожалению, как и многие подшипники задней подвески. Шарнир коромысла (верхнего линка) работал со скрипом, а основной шарнир вообще засорился и фактически застопорился. Избыточное количество масла на ногах… т.е., извините, на ноге Lefty документально подтверждает наличие заводской проблемы, о которой речь шла выше. В то же время заднний амортизатор DYAD при проверке работал, как только с конвейера. Рулевая колонка тоже вращалась безупречно.


Подконтрольный пробег: 2 745 км, 80 143 верт. м
Цена 4599 €
Ремонт и наладка:
0 км: надеты грипсы Ergon с площадками, чтобы кисти не немели;
125 км: замена штатного подседельного штыря на телескопический для увеличения высоты с несерьезных 100 мм до 150 мм;
125 км: замена слишком узких и не слишком цепких покрышек Mavic Crossroc на Kenda;
125 км: разболтались шарниры задней подвески, потребовалась подтяжка;
610 км: отлетела защита пера рамы от цепи;
Прим. раз в 100 км: «Ресет» вилки Lefty.

Плюсы:
Потрясающе универсальный, мощный 27,5”-АМ-двухподвес, почти идеальный в эксплуатации.
Испытания не выявили серьезных дефектов.
Хорошее постэксплуатационное состояние амортизатора Fox-DYAD, лака, рулевой колонки и колесных втулок.

Минусы:
Необходимость в частом «ресете» игольчатых подшипников вилки Lefty.
Несколько преждевременный износ элементов трансмиссии Sram – каретки и системы.
Преждевременный выход из строя шарниров задней подвески: полная заклинка основного шарнира, затрудненная работа шарнира коромысла.

===============================================================

CANYON NERVE AL 9.0 SL
120 мм хода, колеса 27,5“, алюминий – все, что нужно для беззаботного трейлрайдинга?


 «За время испытаний Nerve успел стать моим верным другом. Никаких проблем в эксплуатации и сплошное удовольствие от катания.»
Кристиан Раушер, 28 лет, студентка и редактор «Райдера»

Как усовершенствовать и без того один из самых популярных двухподвесов, чтобы добавить еще чуточку удовольствия? Canyon подошел к этому вопросу (уже) в 2014 году следующим образом: колеса 27,5“, улучшенная подвеска и новая рама. И, ведь, удалось! «Разойдись! С 27-ми колесами новый «Нерв» гораздо мощнее катится на спусках и вообще гораздо интереснее своего предшественника. К тому же байк легок и на зависть богато укомплектован», — таким было резюме предыдущих сравнительных испытаний двухподвеса Canyon, занявшего в них первое место с оценкой «Превосходно». Ясное дело, эта модель не избежала наших испытаний на выносливость. Либо удовольствие длится долго, либо зачем оно вообще?!
Редактор «Райдера» Кристиан Раушер часами вкручивала на Nerve, пройдя в общей сложности 3600 км сплошь по чудеснейшим маршрутам: Айфель, Шварцвальд, Альгой (Германия), Таннхаймер Таль (Австрия), Давос, Клостерс, Ленцерхайде (Швейцрия)… Байк показал себя отличным горным товарищем: надежный, простой в эксплуатации и без сюрпризов. При этом Кристиан особо отметила универсальность этого 120-мм двухподвеса весом всего 11,8 кг: «Хочешь – по ровной дороге, хочешь – в гору. Быстро и непринужденно. И наверх его тащить не хлопотно – он же легкий совсем!». Нервировали только, казалось, бы проверенные покрышки Nobby Nic: «Для сырых трейлов и альпийских троп хотелось бы какой-нибудь более цепкой резины». И на этом, собственно, все. Больше никаких критических замечаний в бортовом журнале не обнаружено. При своей цене в 3300 евро байк оснащен по-максимуму: трансмиссия Shimano XTR, тормоза Avid Elixir 9 и подвеска серии Fox Factory. Получилось, действительно, беззаботное удовольствие, как ни крути.
Чуть более информативным оказался отчет главного механика «Райдера» Хайдера Кналля по итогам разборки байка после испытаний на выносливость. Так, например, у обоих колес DT Swiss XM 1501 Spline ONE было обнаружено небольшое боковое и радиальное биение. Не то, чтобы сильное, но центровка не помешала. А вот нижний конус рулевой Cane Creek 40 годился разве что на металлолом. В него попала вода, превратив внутренности в коктейль из смазки и ошметков ржавчины. Кроме того, безотлагательной замены требовали тормозные колодки, цепь и трос переднего переключателя, что, впрочем, не удивительно для такого пробега.
Колесные втулки и каретка крутились безупречно. Почти как новенькие работали также шарниры хорст-линка и основной шарнир четырехрычажной задней подвески. Чего не скажешь о шарнирах коромысла – их следовало заменить при первой же возможности. Задний амортизатор и вилка хорошо промаслены, поролоновые кольца насобирали немного грязи.


Подконтрольный пробег: 3 633 км, 63 760 верт. м
Цена 3299 €
Ремонт и наладка:
1600 км: протечка в рулевой колонке – чистка и смазка;
3300 км: тросик переднего переключателя износился, но ввиду близкого завершения испытаний заменен не был.

Плюсы:
По-настоящему универсальный, легкий и шустрый 27,5-дюймовый полноподвес для трейлрайдинга.
Испытания не выявили серьезных дефектов.
Хорошее послеэксплуатационное состояние заднего амортизатора и вилки Fox, равно как и трансмиссии Shimano.

Минусы:
Все подшипники коромысла сильно загрязнены и в значительной мере изношены и заклинены.
Рулевая колонка Cane Creek проржавела.
И, наконец, небольшое боковое и радиальное биение обоих колес DT Swiss XM 1501.


===============================================================

FOCUS SAM 2.0
Эти двое нашли друг друга? Focus Sam и испытатель Саша Вебер любят, чтобы погрязнее и пожестче.


«Sam оказался прирожденным эндуристом. И чем выше скорость, тем ему комфортнее. А отсутствие поломок за целый год я до сих пор вспоминаю с благодарностью.» 
Саша Вебер, 39 лет, райдер-испытатель

Ну, что, еще разок, Сэм? Новый двухподвес от Focus как будто был рожден для эндуро. «Плавный и уверенный даунхилл, упорный подъем – взыскательным эндуристам и гонщикам новый Сэм придется по сердцу», — таковым было резюме прежних сравнительных испытаний, пройденных этим байком на отлично. И нам не пришлось уговаривать опытного испытателя на выносливость и фаната эндуро Сашу Вебера целый год ломиться на 160-миллиметровом двухподвесе по самой, что ни на есть пересеченке. Ведь, это безбашенный вело-пуляла без какой-либо нежности к себе и железу. Дуэт «Сэма» и Саши проураганил почти 3500 км, в основном, по окрестностям Тюбингена, а также по самым диким из альпийских троп Ненцингера-Химмеля (Форарльберг, Австрия) и Тичино (Швейцария).
И хорошо им было вдвоем? «Sam – породистый эндурист с жаждой скорости в крови. Ему чем быстрее, тем лучше», – вот слова Саши, который был приятно удивлен «брутальной плавностью» байка и в особенности восторгался «собранной посадкой» 27,5-дюймовой модели. В то же время, на крутых виражах Сэму по мнению Саши не хватало поворотливости – длинная колесная база в некоторых случаях делала байк неуклюжим.
Паче чаянья много хлопот доставила настройка подвески. Находить золотую середину между слишком жестким и слишком мягким ходом как вилки (Fox 34 Talas Performance), так и заднего амортизатора (Magura TS) удавалось только долгим путем проб и ошибок. Да и то не всегда. Собственно, к часто критикуемой Fox 34 Саша никогда особенно не был расположен. При этом особенно его раздражало резкое сжатие вилки при торможении. Но на этом и все – никакие другие недочеты байка райдеру в ходе испытаний не досаждали!
Конечно же, именно амортизаторы и провалили лабораторные испытания. Завлаб обнаружил следы грязи в воздушной камере демпфера Magura, а под уплотнением вилки – воздух – там, где его совсем не должно быть. Помимо всего прочего, вилке категорически не хватало смазки. Иначе говоря, обоим амортизационным элементам отнюдь не помешал бы гарантийный ремонт. Из прочих замечаний: рулевая от Acros крутилась туговато; оба колеса Reynolds AM были с восьмерками — боковое и радиальное биение – и требовали центровки. 
Что, действительно, порадовало в Sam 2.0, так это подшипники многошарнирной задней подвески. Ни единого повреждения, все до одного продолжали крутиться девственно плавно. И это несмотря на откровенно повышенные нагрузки! Короче говоря, послеэксплуатационное состояние этой задней подвески было лучшим за долгую историю испытаний. Объяснение простое: производитель не поскупился на дорогостоящее уплотнение и тщательный монтаж каждого шарнира. Все бы так!


Подконтрольный пробег: 3 487 км, 63 365 верт. м
Цена 3 599 €
Ремонт и наладка:
0 км: «навернутые» оригинальные грипсы заменены на аналог от Syncros;
1000 км: перекрутился трос телескопического подседельного штыря Kind Shock – исправлено за счет оптимизированной перепрокладки троса;
3150 км: тугой ход тросиков – ввиду близкого окончания испытаний не менялись.

Плюсы:
Прочно сколоченный «брутальный» эндуро-байк с плавным ходом. При этом вполне пригоден для трейлрайдинга.
Никаких поломок в ходе полевых испытаний.
Особый плюс: высокое качество изготовления шарниров задней подвески – полное отсутствие поломок и практически никакого износа.

Минусы:
Крайне сложная регулировка заднего амортизатора и (особенно) вилки. Обнаружены заводские неисправности уплотнений;
Восьмерки и эллипсы (горизонтальное и вертикальное биение) на обоих колесах Reynolds.

===============================================================


CUBE STEREO 120 HPC RACE 29
А можно ли и от трейлбайка получить свою порцию удовольствия? Можно! Если он продержится так же долго, как Cube.


«Байк повышенной проходимости практически на все случаи жизни и на каждый день. Stereo 120 доставил много удовольствия, не считая засады с амортами Fox» 
Макс Хилгер, 27 лет, редактор «Райдера» (испытания и ремонт)

Велик на каждый день, чем проще, тем лучше, максимально универсальный» – вот такая заявка была получена от Макса Хильгера в преддверии испытаний на выносливость. Долго искать не пришлось. Даже беглого взгляда хватит, чтобы понять, что Cube Stereo 120 на 100% соответствует описанию: длина хода 120 мм, диаметр колес 29“ и легкая карбоновая рама – это, ведь, «идеальная фигура» для трейл- и АМ-двухподвеса с широкой областью применения. И, кроме этого, Cube, как всегда, щедр на комплектацию: амортизаторы линейки Fox Performance, переключатели Sram X0/X9, система Race Face, покрышки Schwalbe и телескопический штырь от Rock Shox – и все это добро за каких-то 3000 евро. Не так давно Stereo получил от нас титул Gran Turismo в качестве победителя среди трейлбайков.
Не много ли комплиментов для начала? С другой стороны, Макс подтвердил все на практике: «Да, Stereo 120 достоин своего титула. Катится легко и непринужденно, цепко карабкается в гору и потом во весь опор несется вниз.» Как следует из отзывов разных MTB-экспертов как по итогам марафона в Бад Вильдбаде, так и после тест-драйва в редакции, «этот двухподвес от Cube не только будет скакать под Вами по не слишком высоким горам рабочей лошадкой, но и подтолкнет Вас оприходовать еще трассу-другую удовольствия ради. «Только вот тяжеленные 12,5 кг, конечно, совсем не в тему», — сетует Макс. 
Почти 3000 км продержался Stereo без капремонта, что не так уж и плохо. Все обошлось такими обычными «процедурами», как замена тормозных колодок и одного из роторов, замена смазки в рулевой колонке и замена покрышек. Больше хлопот было с задним амортизатором Fox Float – с самого начала с переключением на режим платформы Climb («подъем») что-то пошло не так. Визит в мастерскую Fox решил проблему лишь на время. Уже через две недели никакой разницы между раскрепощенным режимом Descend («спуск») и типа «зажатым» Climb не ощущалось.
Остальные дефекты обнаружил уже главный вело-патологоанатом «Райдера» Хайдер Кналль. Так, например, безупречно отработавшая полевые испытания вилка Fox 32 на поверку высохла и посему была направлена на смазывание. Система RaceFace пострадала куда сильнее – ремонтировать ее вряд ли имело смысл: ведущие звезды изрядно износились, левый подшипник каретки сопротивлялся вращению. Однако в еще более неприглядном состоянии были обнаружены подшипники втулок обоих колес DT Swiss (CSW AM 2.9), которые с трудом проворачивались вокруг своих осей что вперед, что назад. На обоих колесах были восьмерки, хотя и не слишком выраженные.
Разочаровывающая картина открылась также и при разборке задней многошарнирной подвески. Если шарнир хорст-линка «всего лишь» туговато вращался, то подшипники шарнира между подседельной трубой и коромыслом были полностью блокированы. Практически завершил свою трудовую жизнь и расположенный над кареткой основной шарнир. Фактически только рулевая колонка (FSA) и карбоновая рама с честью выдержали испытания.


Подконтрольный пробег: 2 976 км, 47 938 верт. м
Цена 2999 €
Ремонт и наладка:
500 км: замена седла и руля на аналоги от AX Lightness для снижения веса;
600 км: плохо разжимается ручка тормоза – проблема решена смазкой;
1600 км: замена тормозных колодок и роторов;
1900 км: замена покрышки заднего колеса;
2000 км: вилка Fox отправлена в гарантийную мастерскую из-за проблем с переключением режимов CTD. Дефект платформы Climb ненадолго устранен;
2300 км: скрипит рулевая колонка – смазали;
2500 км: погнулся петух – выправили.

Плюсы:
Предельно универсальный трейлбайк, легкий в управлении с приемистой подвеской.
Полевые испытания без серьезных поломок.
Отличное послеэксплуатационное состояние карбоновой рамы.

Минусы:
Платформы заднего амортизатора Fox: дефект не исправлен полностью даже заводской мастерской.
Практически все подшипники задней четырехрычажной подвески вышли из строя.
Система, каретка, втулки – преждевременный износ и местами поломки.


===============================================================

RADON SLIDE CARBON 160 9.0
И, как у победителя прошлогодних эндуро-испытаний с выносливостью? — Откатал отлично, остальное показало вскрытие…